Елена Макарова
Формирование представлений о ПДД у детей дошкольного возраста через проектную деятельность. (описание опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Социально-коммуникативное развитие» является одной из образовательных областей, которые выделяет ФГОС. Одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ безопасности, ведь именно дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов. Они, ввиду возрастных особенностей, очень импульсивны, рассеяны, не могут здраво оценить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость. Именно сами дети чаще становятся причиной ДТП на дороге. Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Опыт работы, практика
- ПДД. Консультации для педагогов
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Исходя из аналитической справки по ДТП с участием несовершеннолетних на территории Северодвинска за 2016 год произошло 34 ДТП с участием детей (2015 – 32 ДТП, в которых получили травмы 34 ребенка (2015 - 33). Наибольшее количество детей пострадало в ДТП по причине перехода проезжей части в неустановленном для перехода месте – 9 пострадавших (за 2015 год – 3 ДТП). 3 ДТП произошло по причине нарушения правил при езде на велосипеде (за 2015 год – 1 ребенок, 2 ДТП произошло в результате перехода детьми проезжей части на запрещающий красный сигнал светофора (в 2015 – 3 ДТП). Увеличилось количество ДТП с участием детей дошкольного возраста на 9 случаев по сравнению с 2015 годом.
Исходя из всего выше сказанного нами было принято решение разработать проект, направленный на формирование представлений о правилах дорожного движения детей младшего и среднего дошкольного возраста, через создание системы специально-организованных мероприятий.
Актуальность проекта очевидна : зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.
Цель проекта : формирование представлений о правилах дорожного движения у детей младшего и среднего дошкольного возраста через создание системы специально организованных мероприятий.
Задачи: 1. Познакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге, строением улицы, светофором, дорожными знаками.
2. Создание условий в группе для обучения детей правилам дорожного движения.
3. Оптимизировать детско-родительские отношения.
4. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики ДДТТ.
Участниками проекта являются родители (законные представители) воспитанников, дети, воспитатели.
Проект был рассчитан на 2 года, реализовался с сентября 2016 года по май 2018 года.
На подготовительном этапе мы диагностировали уровень знаний у детей 2 младшей группы по теме безопасность на дороге, провели анкетирование родителей с целью выявления знаний о правилах дорожного движения. Изучали литературу по данному вопросу, организовывали развивающую предметно-пространственную среду, подбирали литературу для чтения детям, игры, иллюстрации, разрабатывали мероприятия проекта. На подготовку данного этапа мы отвели 2 месяца.
На основном этапе мы реализовывали поставленные задачи. В ходе совместной деятельности с детьми проводились беседы: «Легковой и грузовой транспорт», «Едем в автобусе», «Дорожные ситуации», «Пешеходы нарушители», «Труд водителя» и др. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Светофорики», «Сложи машину», «Узнай по описанию», «Назови правильно» и др. Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Цветные автомобили», «Будь внимателен» и др. Чтение художественной литературы: Т. А Шорыгина «Мой грузовик», «Я - пассажир», «Наш помощник светофор», «Я сегодня пешеход», С. Я. Маршак «Ежка и дорожка», «Светофор», В. Берестов «По городу» и др. Просмотры образовательных мультфильмов: «Знакомство с улицей», наблюдения за машинами, улицей, пешеходами, сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Мы - пассажиры», «Инспектор ДПС», экскурсии: «Наша улица», художественное творчество. Родители принимали активное участие в выставках совместного творчества с детьми: «Новогодний транспорт», «Зеленый огонек», «Транспорт из природного материала», театрализованной деятельности «Поучительная история колобка». Регулярно обновлялся информационный стенд в родительском уголке «Зачем объяснять ребенку правила дорожного движения?» «Обучение детей ПДД» и др. Для родителей проводились мастер-классы «Светоотражатели», консультации. Со средней группы выпускалась ежемесячная информационная газета «Поговорим о ПДД», в которой родители знакомились с играми, литературой для чтения детям, темами для бесед, наблюдениями с детьми, творческими заданиями.
Итоговыми мероприятиями проекта стали : Театрализованная деятельность «Поучительная история колобка», в которой родители принимали непосредственное участие, викторина для детей «Изучаем правила дорожного движения», выставка совместного творчества родителей с детьми «Зеленый огонек», внутригрупповая газета «Поговорим о ПДД», выставка новогодних игрушек «Транспорт», изготовление и приобретение атрибутов для игр и пособий, макет улицы.
На заключительном этапе были подведены итоги работы. Повторное анкетирование родителей с целью выявления эффективности проделанной работы. Повторная диагностика уровня сформированности у детей представлений по теме безопасность на дороге.
Для оценки результативности применялась диагностика Т. И. Даниловой «Динамика знаний детьми правил дорожного движения». В ходе проведения диагностики с 2016 по 2018 год выявилась позитивная динамика уровня развития детей по формированию представлений у детей о правилах дорожного движения, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Логическим завершением проекта стало составление творческого отчета, раскрывающего положительные и отрицательные результаты.
Реализация данного проекта позволила повысить педагогическое просвещение родителей в опросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Заинтересовала родителей в проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге.
У детей сформировались первоначальные представления о правилах дорожного движения, о строении улицы и дорожных знаках, о светофоре и значении его сигналов.