Надежда Петровна Симоненко
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в умственном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанники детского дома, в котором я работаю – это сложная и разнообразная группа детей, в которую входят дети и с нормальным развитием, и с тяжелыми вариантами различной патологии. Это и недоношенные дети, и дети с родовыми травмами, с заболеваниями в период новорожденности, алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями родителей, т. е. дети, имеющие отставание в психофизическом развитии. Специфичны и условия пребывания детей в стенах нашего учреждения: отсутствие близких людей, ограниченность впечатлений и информации, минимальное речевое общение, сложные формы поведения некоторых детей, постоянное пребывание в коллективе. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Проблема несформированности мелкой моторики пальцев рук у детей очень актуальна в работе с нашими детьми.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в умственном развитии» размещена в разделах
Неутешительные результаты педагогического наблюдения за детьми заставили всерьез задуматься над вопросом: как и чем можно помочь детям? Ведь навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Также навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык. А ведь одно из самых главных требований к ребенку, покидающему стены детского дома – навыки самообслуживания. Потому что у наших воспитанников нет за спиной родителей, которые помогут зашнуровать ботинки, застегнуть молнию или пуговицу. Еще навыки тонкой моторики способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
В нашей группе созданы все условия по развитию мелкой моторики пальцев рук детей. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Чтобы сделать процесс развития мелкой моторики для детей более интересным и внешне привлекательным, я использую различные пособия, сделанные своими руками.
Вот некоторые из них:
“Сказочный ежик”
Дети очень любят заниматься с этим веселым, добродушным ежиком как самостоятельно, так и совместно с воспитателем. Выполняя задания на этом пособии дети не только развивают мелкую моторику пальцев рук, но и закрепляют счет, знание основных и дополнительных цветов спектра. Выполняя задание группой из нескольких человек учатся работать в группе, уступать друг другу, договариваться.
“Волшебное дерево”
При обучении детей застегиванию пуговиц своей одежды большинство детей нашей группы столкнулись с трудностями. Поэтому и возникла идея создания этих пособий. Дети в игровой форме овладевают навыками застегивания пуговиц (петли воздушные и прорезные, а также происходит формирование и закрепление знаний детей об основных и дополнительных цветах спектра, тренировка в счете. Также на основе этих пособий дети могут выполнять разнообразные задания воспитателя:
- Повесь на дерево 4 груши и 5 яблок.
- Повесь на дерево только фрукты.
- Прикрепи на полянку 5, 4, и т. п. цветов.
- Прикрепи на спинку ежику 2 красных яблока и 1 желтую грушу.
Развитием мелкой моторики детей надо стараться заниматься во время любой совместной деятельности взрослого и ребенка
• Лепка
Работа с пластилином хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев рук, вырабатывает точность движения руки и пальцев. В играх с
пластилином у детей развивается сила пальцев, ловкость, гибкость,
• Рисование
Радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками.
Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.