Наталья Сахарова
Анализ методического сопровождения экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Анализ методического сопровождения экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
«Чтобы иметь будущее,
нужно быть готовым
сделать что-то новое»
Питер Джукер.
Понятие о том, что педагог живет до тех пор, пока он учится является догмой с незапамятных времен. Методическое обучение педагога должно быть научно организованным, системным, целенаправленным, т. е. способным его постоянному личностному профессиональному росту.
Публикация «Анализ методического сопровождения экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом» делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. Под инновационным процессом понимается преобразование приведение его в соответствие с новыми требованиями ФГОС.
Организация инновационной деятельности в ДОУ предполагает следующие условия:
опора на имеющийся уровень профессионального образования;
актуализация интереса к инновационной образовательной деятельности и мотивация готовности воспитателей к решению задач развития дошкольников;
своевременный и качественный мониторинг;
целенаправленная организация методической работы в ДОУ;
разработка плана мероприятий по реализации
системы методического сопровождения.
I этап
Выбор педагогов
Теоретический анализ научной литературы
Формулировка темы и гипотезы экспериментальной площадки
Объект исследования
Цель, задачи
Разработка программы экспериментальной площадки
II этап
Уточнение теоретических позиций
Анализ условий (формирование списка дидактических игр, картотека)
III этап
Апробация и внедрение результатов исследования
IV этап
Участие в конкурсах
Содержание методической деятельности ориентировочного этапа:
Технология развития связанной речи дошкольников
Технологические карты
Обучение созданию образовательных характеристик объектов
Обучение составлению загадок, сравнений, метафор
Обучение составлению рифмованных текстов
Составление творческих рассказов по картине
Составление текстов сказочного содержания различных типов
Разработка программы была осуществлена на базе методического сопровождения по организации развития деятельности
Л. Б. Фесюкова «Открытые занятия» из серии «Педагогика нового времени» ООО Издательство «Ранок»; методических рекомендаций к тематическому словарю в картинках «Любимые герои сказок»-серия «Школьная пресса».
Её особенности:
Осознанность важности и необходимость осмысленного, вдумчивого чтения.
Обучение тому как надо читать книги.
Соблюдение семейных и народных традиций.
Слушание сказки с позиции читателя ХХI века.
Воспитательный смысл совместного с ребенком чтения – прослушивание, обсуждение текста.
Ребенок выступает актером, режиссером.
Выполнение алгоритма6 читаем, размышляем, фантазируем, отвечаем на вопросы, играем в театр, но при этом исполняются методы и приемы технологии ТРИЗ (системный оператор, морфологическая дорожка, составление имен признаков объекта и т. д.)
Игра сказку с обращением на «словарик» (пояснение
непонятных слов)
На постановочном этапе осуществляется:
1)
Уточнение теоретических позиций.
Развитие связанной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок в младшем дошкольном возрасте.
Разработка авторских конспектов, где имеется сочетание известных приемов и методов, по новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, а также эффективности влияния на развитие речи в целом.
Изучение методов и приемов по ознакомлению с окружающим миром.
2)
Анализ предметного пространства:
а) формирование списка дидактических игр
На развитие произвольной, тактильной, зрительной, двигательной памяти
На развитие внимания, логического мышления
На активацию словаря
На соответствие слова с действием
На выделение глагольного ряда
На подбор рифмы
На работу с однокоренными словами
б) картотека тренировочных упражнений на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи
в) -приобретение иллюстративного и демонстрационного материала
-рисование необходимого иллюстративного материала
Преобразующий этап включает в себя:
Изучение методических рекомендаций по проведению психолого- педагогической диагностики в рамках инновационной работы
Проведение педагогической диагностики компетентности дошкольников
Проведение стартового и итогового мониторинга
Анализ, сравнение, выводы
В четвертый диагностический этап входит:
Участие в лаборатории «Развитие детской одаренности в образовательной среде»
Печать статей
Участие в муниципальном, региональном конкурсе
«Я – исследователь»