Татьяна Логацкая
Использование оптимальных приемов работы по формированию каллиграфических навыков учащихся 1 класса (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ
Государственное учреждение образования «Средняя школа №8 г. Минска»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ОПТИМАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПЕРВОГО КЛАССА»
Учитель начальных классов
Логацкая Татьяна Владимировна
8(029)6872229
Минск, 2021
Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский
1. Актуальность опыта.
Публикация «Использование оптимальных приемов работы по формированию каллиграфических навыков учащихся 1 класса (из опыта работы)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одной из задач обучения письму является формирование плавного, ритмичного, достаточно красивого письма. (Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, I – IV классы, 2012). [1, с. 28]
Практика показывает, что при выполнении поставленных задач учащиеся первого класса сталкиваются с многими трудностями. Ребенку необходимо запомнить написание многих элементов букв, а руки еще не готовы, не слушаются. Поэтому учебные занятия по письму доставляют первоклассникам много трудностей и огорчений. Задача педагога - помочь учащемуся преодолеть неуверенность в себе, вселить веру в успех, надежду в свои силы. Достижение положительных результатов в освоении навыков письма зависит от целенаправленной работы учителя. Существует большое количество упражнений, которые содействуют выработке красивого почерка, развивают мелкую моторику руки, формируют у учащихся художественный вкус, способствуют воспитанию аккуратности и трудолюбия. Важно выбрать из всего арсенала методов и приемов обучения письму те, которые будут наиболее эффективны для учащихся конкретного класса.
Цель – оптимизировать работу по формированию каллиграфических навыков у учащихся первого класса.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
- проанализировать типичные ошибки при овладении учащимися каллиграфическими навыками, предложить способы их исправления и предупреждения;
- проводить специальные упражнения для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья;
- обеспечить прочное освоение учащимися каллиграфических навыков на основе сознательного овладения формой букв и включения зрительного и двигательного контроля за движениями руки.
2. Ведущая идея опыта
Каллиграфия – это искусство четкого и красивого письма. Каллиграфия в обычной жизни выражает отношение к другим людям, которым предстоит прочитать написанное. Неряшливый, небрежный и неразборчивый почерк в определенной степени говорит о невнимании, безразличии к другому человеку. Почерк, вне сомнения, отражает характер. В таком случае нельзя игнорировать тот фактор, что, работая над почерком, мы способствуем формированию характера.
Важно помочь ребенку в первый год учебы снять психологическую перегрузку, связанную с овладением графическими навыками, сделать обучение письму не изнурительным, а занимательным, интересным и, главное, результативным.
Подготовительную работу следует начинать с развития движений руки. Рисование, лепка, аппликация, различные виды ручного труда – вот эффективные приемы работы подготовки руки ребенка к письму. Упражнения на начальном этапе, на первый взгляд, далеки от письменных, но приближают ребенка к дальнейшим успехам по выработке аккуратного и красивого почерка.
Часто первоклассники встречаются с трудностями в написании букв. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
3. Описание сути опыта
В результате многолетнего опыта работы в школе у меня сложилась определенная система работы по формированию навыков каллиграфически правильного письма, которая помогает добиться положительных роезультатов.
На учебных занятиях по обучению письму большое значение придаю проведению подготовительных упражнений. В систему упражнений, готовящих детей к письму, я включила следующие виды работ :
- упражнения для развития мелкой моторики рук (движения в воздухе и на листах без линеек, особенно результативны упражнения типа «разматывание и наматывание ниток», так как именно эти упражнения дают возможность побыстрее «раскрепостить» руку ребенка;
- штриховка композиций и предметов, нарисованных или составленных при помощи трафаретов и шаблонов.
Как и многие учителя, я использую наглядный метод при обучении письму – показ процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Очень важно, чтобы образцы букв и слов прописывались на глазах детей. Наблюдение за письмом учителя поможет учащимся узнать, где начинать писать элемент, в каком направлении вести линию и т. д. Прежде чем написать элемент, нужно рассмотреть и проанализировать его форму. При демонстрации письма на доске я стою вполоборота, никогда не упускаю учащихся из поля зрения. В этом положении мне видно, все ли учащиеся внимательно смотрят за тем, как я пишу.
Всегда сопровождаю подробными объяснениями письмо на доске, рассказывая учащимся, где ставлю мел, в каком направлении веду линию, как делаю соединение одного элемента с другим, где заканчиваю букву. Этому приему необходимо придавать первостепенное значение, т. к. отсутствие объяснений при письме затрудняет мышление детей, тесно связанное с речью.
Копировальный метод обучения письму в своей работе ограниченно. Механическое обведение иногда осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. У меня встречались моменты, когда учащийся обводил элемент или букву не в нужном направлении. Но и отбрасывать копировальный способ написания букв не следует. При копировании учащиеся тренируются в выполнении точного движения, осваивают пропорцию, размер, направление, форму элемента или буквы.
Обведение по образцу развивает двигательные навыки. Так как это делается механически, долговременное обведение раздражает и утомляет детей. Для разнообразия этого вида деятельности копирование в «Прописи» я чередую с обведением через прозрачную бумагу – кальку. Копировальный способ во время самопроверки путем наложения правильного написания, выполненного на прозрачной пленке. При наложении кальки учащимся сразу видно неправильное написание. Таким образом, учащиеся получают уникальную возможность увидеть, сравнить и исправить любую букву.
На каждом учебном занятии применяю прием воображаемого письма, при котором ребенок не столько опирается на моторные ощущения, сколько на воспринимаемый наглядно образ. В воздухе мои первоклассники пишут не только ручками. Можно писать глазками, носиком, головой. Такие упражнения оживляют процесс обучения, дают возможность снять утомление, снимают статическую неподвижность. Написать букву можно обратной стороной ручки или пальчиком на своей ладони. Ребята очень любят писать буквы мокрой кисточкой на доске с обязательным анализом ошибок, который делают сами учащиеся. В этом случае неоспорим психологический момент: влажная запись скоро высохнет, и дети не стесняются своих погрешностей.
Усвоение правильного написания зависит не только от получаемой ребенком зрительной и слуховой информации. Необходимо задействовать и другие органы чувств, в частности осязание. Известно, что двигательная память у детей от 4 до 7 лет крепкая и сильно возбудимая. Поэтому, на мой взгляд, это нужно использовать, давая детям и тактильную информацию. Можно изучать образ буквы через осязание: ощупывать наколки букв, обводить пальчиком вырезанные из бархатной бумаги буквы. В своей практике я использую деревянные дощечки, изготовленные родителями учащихся, с наклеенными на них буквами из наждачной бумаги. Причем буквы, обозначающие гласные звуки, размещены на красных дощечках, а согласные – на синих. Буква наклеена в уголке, и учащиеся имеют возможность не только обвести пальчиком, ощупать очертание буквы, но и написать эту букву на дощечке. Это способствует лучшему запоминанию. Для усиления тактильной информации иногда прошу угадать букву после обведения буквы с закрытыми глазами (работа в парах). Это сложный вид деятельности, т. к. большинство информации дети получают через зрительные и слуховые анализаторы, которые в данном случае исключены.
Метод игры при изучении формы букв можно применять не только на учебных занятиях. Во время перемены на доске висят несколько листов бумаги, где моей рукой прописаны буквы. Ребята по желанию подходят к ним, могут взять лист себе на парту, обвести, а также дорисовать букву или элемент до какого-либо предмета, зверушки и т. п. у детей фантазия безгранична: иногда получаются просто шедевры. Так, буква «р» превращается в зонт, «б» - в вишню на веточке, «в» - в зайчика, «а» - в мышку, а все буквы с овалами становятся забавными рожицами. Это не только дает возможность ребятам лучше запомнить образ буквы, но и способствует развитию творческих способностей.
Однако способ воображаемого письма имеет свой минус. Недостаток этого приема в том, что педагогу не удается проследить, каков результат обведения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.
Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это вспомогательные приемы, которые помимо прямого влияния – усвоение движения, восприятия формы, привлекают внимание учащегося, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обучения.
Важным приемом обучения письму является ритмический способ или письмо под счет. Этот прием при обучении письму применялся в методиках с давних времен, но актуален, на мой взгляд, и сегодня. Написание под счет способствует выработке плавного, ритмического письма, определенного темпа. При письме под счет следует помнить, что элемент, который пишется на себя, соответствует счету «раз, два, три…». При написании буквы или элемента от себя применяется счет «и…». этот способ оживляет работу, вызывает интерес к письму. В то же время письмо под счет – это вспомогательный прием, который нужно использовать лишь время от времени, тогда работа не будет рутинной.
При изучении новой буквы всегда использую прием поэлементного анализа формы буквы. Алфавит представляет собой систему, построенную на комбинациях 9 основных элементов:
1) прямая наклонная линия;
2) прямая наклонная линия с закруглением с одной стороны;
3) прямая наклонная линия с закруглением с двух сторон (внизу и вверху);
4) прямая наклонная линия с петлей;
5) прямая наклонная линия с петлей и закруглением с другой стороны;
6) плавная наклонная линия с закруглением внизу влево;
7) полуовал;
8) овал;
9) наклонная линия с четвертным овалом.
В соответствии с рекомендациями методистов М. М. Безруких, Т. Е. Хохловой и др. при изучении написания новой буквы я начинаю с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. У каждого учащегося имеется набор всех элементов букв, вырезанный из плотной белой бумаги, который изготовили родители. Сначала дети вместе со мной проводят анализ конфигурации буквы, определяют, из каких элементов она состоит. Затем находят эти элементы в наборе и складывают из них каждую букву. Упражнение «Собери букву»можно проводить как на доске с помощью магнитов, так и за партами. Это задание часто даю для повторения написания уже изученных букв. Можно предложить ребятам поработать над этим заданием в паре. Данный прием разнообразит деятельность учащихся и будет способствовать развитию умения анализировать.
Конструировать буквы можно из пластилина, из проволоки, из ниток.
Поэлементный принцип реализуется мною в игре «Буквоедик». На доске или бумаге пишутся буквы с недописанными элементами, учащиеся отвечают на вопрос : «Какое слово покусала гусеница?». В дидактической игре «Дом находок», наоборот, пишутся элементы букв. Классу задаю вопрос : «Какая буква могла потерять элемент?». Учащиеся должны назвать, в написании каких букв этот элемент встречается.
Игра «Кочки» также помогает в запоминании структуры букв. Надо убежать от волка. Учащиеся находят кочки с изображением прописных букв, по которым можно перейти болото. Но есть условие: становиться можно только на кочки, на которых есть буквы с одинаковыми элементами.
В первом классе мои ребята уже играют в игру «Поле чудес». Заранее на доске заготавливаю слово. Каждая буква в нем закрыта отдельной карточкой. Буквы открываются постепенно, по мере того, как я проговариваю словесное описание буквы по элементам. Дети угадывают – буква открывается. Можно давать описание букв не по порядку, оставляя закрытой первую или последнюю букву. Это усложняет задание, дает возможность ребятам дать разные варианты слов.
В своей практике использую элементы методики российского учителя В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами», которые направлены на включение детей с самого первого шага обучения письму в ситуацию привычной для них деятельности воображения, фантазии, которая связана у детей с восприятием сказки. Ознакомление с алгоритмом письма начинается с написания буквы «и», которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв. В своем классе для каждого учащегося я подготовила тренажер «Превращение буквы «и». на листах бумаги пишется около 18 букв «и», показываются ее превращения в другие буквы.
В послебукварный период применяю специальные приемы группировки письменных букв по общим элементам. Это дает возможность за непродолжительное время целенаправленно и систематически продолжить закрепление в памяти учащихся зрительно-двигательных образов письменных букв, следовательно, предупредить в их начертании графические ошибки и тем самым заложить фундамент для автоматического графического навыка.
Буквы – «колеса» : «о», «с», «б», «ю», «ф».
Буквы – «ракеты» или буквы «горы» : «л», «м».
Буквы – «жуки» : «ж», «х».
Буквы – «крючки» : «к», «ч».
Буквы – «заборы» : «и», «й», «ш», «щ», «ц» и т. п.
Погляди-ка, две горы,
Как родные две сестры! (Буквы «л» и «м»)
Удобные буквы! Удобно в них то,
Что можно повесить на букву пальто. (Буквы «к» и «ч»)
В дальнейшем логический принцип группировки письменных букв целесообразно применять во время минуток чистописания. Буквы для каллиграфических разминок предлагаю детям по родству элементов.
В своей работе я также использую прием показа ошибочного написания. При этом я заранее говорю, что буква, соединение или отдельный элемент написаны неправильно, чтобы учащиеся сами увидели, в чем недочет и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. Некоторые педагоги считают, что в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв, рекомендуют учащимся самим найти у себя ошибку и исправить. Я, наоборот, уже в первый год обучения, типичную для моих учащихся каллиграфическую ошибку выношу на доску, предварительно сообщив им об этом, но не называю имен. Ребята видят чужую ошибку и объясняют, как этого избежать. После этого неправильное написание сразу же должно быть вытерто с доски. Это непременное условие. Иначе в памяти учащихся может остаться неправильный образ буквы.
Конечно, оптимальным является использование педагогом не одного, а нескольких приемов, что дает возможность разнообразить деятельность учащихся и добиться лучших результатов в обучении письму.
4. Результативность и эффективность опыта
Для эффективности описанного мною опыта я проверила уровень сформированности каллиграфических умений и навыков на практике. Учащимся было предложено проверочное списывание текста с доски.
Мною был взят следующий текст:
В школе интересно. У меня много хороших друзей. Нашу учительницу зовут Татьяна Владимировна. Я люблю свой первый класс!
Мною были отобраны 5 учащихся со следующими каллиграфическими ошибками : учащиеся не выдерживают нужную высоту букв, искажают форму букв, не соблюдают правильность соединения букв, наблюдается разнонаправленность наклона, а также не соблюдают гигиенические правила при письме.
В соответствии с недостатками письма я определила систему работы по формированию графических навыков и исправлению каллиграфических ошибок учащихся.
Для исправления неправильного способа соединения был взят алгоритм отработки соединений букв : нижнего, среднего и верхнего.
Далее ребята выполняли задания на индивидуальных карточках для исправления конкретных недостатков письма каждого учащегося. Сначала было предложено написать в воздухе задание с карточки (прием воображаемого письма, затем обвести через кальку (копировальный способ). Неудавшиеся буквы написать на изготовленных мною перфокартах, сделать их поэлементный анализ. После этого ребята «конструировали» на парте из набора элементов «трудные» буквы. Для соблюдения правильности наклона был использован трафарет с нарисованными наклонными линиями. Напомнила, что единицей измерения ширины букв (кроме букв «ю», «ф», «ж», «ш», «щ») и пробелов между словами условно является буква «и», поэтому мною было предложено самим учащимся проверить соблюдение этого правила. В ходе выполнения всех заданий постоянно напоминала о правильной посадке, положении тетради, ручки, ребята выполняли гимнастику для глаз и физкультминутки. С помощью этого контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.
После проведения систематической и индивидуальной работы с учащимися было предложено контрольной списывание со всем классом. Выяснилось, что работы Ворошкевич П., Подобед Н., Раковича А., Лаппо А., Бычковского Н. отличаются от работ остальных учащихся. У них наблюдалось наименьшее количество каллиграфических ошибок, исправились недостатки их только формирующихся почерков.
Таким образом, из проделанной работы видно, что, применяя деятельностный и индивидуальный подходы, я смогла не только сформировать правильный каллиграфический навык, но и на начальных этапах предупредить и исправить недочеты в написании, используя наиболее эффективные приемы работы на учебных занятиях.
5. Заключение
В современных условиях для повышения познавательной активности хотелось бы использовать информационно-коммуникативные технологии в обучении детей письму, показывать учебные фильмы, показывать презентации с комментированием образцов написания. Однако на сегодняшний день разработанных учеными-методистами электронных средств обучения, обучающих программ и тренажеров по развитию каллиграфии практически нет. Для достижения наилучших результатов нам, учителям-практикам, нужно выбирать оптимальные пути формирования каллиграфических навыков, комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося своего класса, учитывая специфику учебного материала и задачи учебного занятия, не забывая о гигиенических условиях письма. Несомненно, поиск путей оптимизации этого процесса будет мною продолжаться и в дальнейшем.