Светлана Ларькина
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ. Описание инновационного педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
1. ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда ДОУ»
Автор: Ларькина Светлана Анатольевна, учитель-логопед структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Образование: высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, олигофренопедагог, учитель-логопед, диплом ДВС 0412708 дата выдачи: 30.06.2001г
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Общий педагогический стаж :19 лет
Педагогический стаж в данной образовательной организации:13 лет
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
На сегодняшний день актуальной проблемой является сохранения здоровья, особенно остро стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, должна приносить ощутимые результаты. Поэтому не случайно оздоровление ребёнка – дошкольника является приоритетной задачей программе модернизации Российского образования. В логопедической практике редко встречаются дети,которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми трудностями, как правило отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно- психологического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, имеют проблемы общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышление. Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
Решению этих проблем поможет использование здоровье сберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют лечебной.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Пути совершенствования процесса обучения и развития детей мне, как специалисту, приходится искать пути. В последние годы в связи с этим, получили широкое применение здоровье сберегающие технологии, которые использую в собственной логопедической практике, базирующиеся на приоритетных направлениях ФГОС Д О.
Здоровье сберегающие технологии предполагают цели :
- обеспечение его полноценного здоровья,
-предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка,
- формирование убеждений и привычке к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Развитие артикуляционного аппарата.
2. Выработка правильного дыхания.
3. Укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений, умение управлять собственным мышечным тонусом.
4. Воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
5. Способность выработке чувства взаимопомощи, коллективных умений.
6. Воспитание осмысленного отношения к своему здоровью.
Используемые в моей логопедической работе, технологии, основываются на следующих принципах, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
- Не навреди - приёмы, методы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ребёнка.
-Сознательности и активности.
-Систематичности и последовательности.
-Доступности и индивидуальности.
-Всестороннего и гармоничного развития личности.
-Системного чередования нагрузок и отдыха.
-Постепенного наращивания оздоровительных действий.
-Возрастной адекватности здоровье сберегающего процесса.
Теоретическая база опыта.
Здоровье сберегающие технологии – это, прежде всего воспитания культуры здоровья детей. Цель этих технологий - накопление знаний о здоровье и развитие, умения оберегать, формировать осознанное отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова, Т. А. Ткаченко, Ю. В. Филлипова, Л. М. Шипицына отмечали тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Л. С. Волкова, Бутейко К. П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.
В своей практической работе по использованию опыта, я опиралась на различные источники:
-«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Л. В Гаврютина, М: ТЦ. Сфера, 2007г
-«Учим ребё нка говорить: здоровье сберегающие технологии». Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2009г
-«Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Щетинин М. Н. М., 2010.
-«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. М., 2010.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
Новизна
Разработка и использовании комплекса игр по развитию артикуляционного аппарата, воздушной струи, общей и мелкой моторики, отборе методов и приёмов обучения, которые способствуют развитию навыков и умений, необходимых для успешного обучения ребёнка определяет новизну данного опыта.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Работа проходила в 3 этапа
1. Подготовительный
На этом этапе решала следующие задачи:
* Изучение методик коррекционной работы по данному направлению. С этой целью были изучены педагогические технологии Ткаченко Т. А., Коноваленко С. В., Коноваленко В. В., Нищевой Н. В., Жуковой Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева;
* Проведение исследования состояния психофизического развития детей.
* Разработка комплекса игр и упражнений. Разработала комплекс игровых приёмов коррекции, на основе полученных результатов обследования, которые включила в систему логопедических занятий.
2. Основной
В своей практике я использую следующие современные здоровье сберегающие технологии :
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики-выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов.
Гимнастика проводится мною ежедневно как со всеми детьми –фронтально, перед завтраком, так и индивидуально. Так как индивидуально невозможно позаниматься ежедневно с каждым ребёнком, этот метод позволяет охватить всех детей.
Соблюдаю последовательность при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, идти от простых упражнений к более сложным.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию,
- улучшить подвижность артикуляционных органов,
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
-уменьшить напряженность артикуляционных органов
.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика проводится ежедневно. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепления навыков диафрагмального - речевого дыхания. Оно считается наиболее правильным типом дыхания. Ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. На каждое занятие включаю несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляю новые.
Зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики- является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своём здоровье, о важности зрения, как составной части здоровья.
Зрительную гимнастику провожу регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики использую мелкие предметы, тренажеры. Сопровождаю гимнастику стихами, потешками.
Развитие общей моторики.
Провожу в середине логопедического (фронтального) занятия в виде физкультминутки. Комплекс подбирается к каждой тематической недели. Целью упражнений –нормализация мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Развитие мелкой моторики.
Тренировка движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Анализируя возможности традиционных и нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.
Работу с камешками Марблс я сравниваю с праздником, а если быть точнее - с Новым годом. Отвечу почему. Новый год радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник. Также использую на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Комплекс упражнений подбираю каждой лексической теме.
Релаксация
В использование приёмов релаксации придерживаюсь техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Сначала провожу релаксационный настрой, затем упражнения.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмами расслабления различных групп мышц.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим-сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Все вышеперечисленные технологии проводятся мной ежедневно в игровой форме, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие детей с нарушением речи
*Распространение опыта работы среди педагогов.
С этой целью подготовила и провела консультации для педагогов детского сада, учителей – логопедов других дошкольных учреждений, участвовала в педагогическом форуме на базе МРИО г. Саранска.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/09/24/vnedrenie-ozdorovitelnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda
«Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/12/13/seminar-praktikum-dlya-roditeley-na-temu-igry-i-igrovye
Семинар-практикум для воспитателей Тема: Грамматически правильная речь дошкольников.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/12/13/uchastnik-sektsii-uchiteley-logopedov-p-chamzinka-po-teme
«Здоровье сберегающие технологии в работе логопеда»;
Мастер-класс для учителей-логопедов района «Развитие воздушной струи у детей с речевыми нарушениями»;
Мастер-класс для учителей-логопедов района «Использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе».
* Проведение консультативной работы среди родителей.
Разработала консультации :
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/09/24/vnedrenie-ozdorovitelnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda
Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/12/13/seminar-praktikum-dlya-roditeley-na-temu-igry-i-igrovye
Семинар-практикум для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/12/13/tema-avtomatizatsiya-zvuka-sh-v-slogah-i-slovah
Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
Выступала на родительских собраниях по проблеме психофизического развития детей. Приглашала родителей на коррекционные занятия. Также проводила индивидуальные консультации, на которых обсуждались результаты работы с конкретным ребёнком.
3. Заключительный
На этом этапе был выполнен анализ результатов проведенной работы, подведены итоги. Была установлена положительная динамика преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Результативность опыта
На начальном этапе работы при проведении диагностики были выявлены следующие результаты:
Норма – 0 средний уровень – 10(59%) низкий уровень –7(41%)
На заключительном этапе выявлены такие результаты:
Норма - 10(58%) средний уровень –5 (30%) низкий уровень –2 (12%)
Использование здоровье сберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровье сберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.
Считаю, что такая динамика подтверждает эффективность проводимой работы.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Перспективы применения опыта в массовой практике
С целью распространения данного опыта выступала на педагогическом совете с сообщением из опыта работы «Развивая артикуляционный аппарат и правильное дыхание, развиваем речь детей». На методическом объединении учителей-логопедов правила мастер – классы «Развитие воздушной струи у детей с речевыми нарушениями»; «Использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе». На курсах повышения квалификации в МРИО выступила на фооруме с сообщением «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего возраста». Активно велась систематическая работа по проекту ««Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда ДОУ» В дальнейшем также планирую проводить работу по решению проблемы развития разностороннего и гармоничного развития и воспитания ребенка. Правильно говорящий ребенок - это здоровый ребенок. Хотелось ещё раз подчеркнуть, что здоровье - это главное жизненное благо. Здоровый человек может быть счастливым, свободным, радостным.
Данная система работы может использоваться в работе учителей – логопедов ДОУ, школьных логопунктов, воспитателей детских садов во время образовательной деятельности и в других режимных моментах. Игры и упражнения являются доступными и для родителей с целью закрепления в домашних условиях. Это позволяет организовать постоянное взаимодействие всех педагогов и родителей.
Литература
1. Алябьева Е. А. "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения". М., 2012.
2. Белякова Л. Н., Гончарова Н. Н., Шинкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2012.
Л. В Гаврютина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»,, М: ТЦ. Сфера, 2007г.
3. А. А Гуськова «Развитие речевого дыхания», ТЦ сфера, 2011 г
4. Н. В. Дурова «Фонетика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки»., Методическое пособие М:» Мозаика-Синтез, 2010 г.
5. «Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции», - М. : Книголюб, 2005г.
6. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 2012.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2010.
8. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР»//Дошкольная педагогика, №1, 2007г.
9. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 2012.
10. Лебедева Н. В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М., 2010.
11. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 2012.
12. Степанова М. А. "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей" // Логопед. 2009. № 7.
13. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Щетинин М. Н. М., 2010.
14.«Учим ребё нка говорить: здоровьесберегающие технологии». Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2009г.
Приложения
https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionyi-opyt-razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Инновационный опыт «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/09/24/vnedrenie-ozdorovitelnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda
«Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии на тему
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/08/25/letnyaya-ozdorovitelnaya-rabota-s-detmi-doshkolnogo
«Летняя оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/12/13/seminar-praktikum-dlya-roditeley-na-temu-igry-i-igrovye
Семинар-практикум для воспитателей Тема: Грамматически правильная речь дошкольников.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/05/20/formirovanie-grammaticheski-pravilnoy-rechi
Формирование грамматически правильной речи
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/12/13/uchastnik-sektsii-uchiteley-logopedov-p-chamzinka-po-teme
«Здоровье сберегающие технологии в работе логопед