Марина Четаева
Описание инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через пластилинографию"
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития творческой, талантливой личности. Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества. Поэтому для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я предлагаю использовать нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинографию. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г. Н. Давыдова). Дети очень любят рисовать и обожают работать с пластилином, соединив эти два вида деятельности, получаешь удивительный результат. Создавая свой мир из пластилина, ребенок готовиться стать созидателем доброго мира.
Публикация «Описание инновационного педагогического опыта „Развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии“» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Учеными доказано, что уровень развития мелкой моторики служит показателем физического и нервно-психического развития ребенка, интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Положительное влияние оказывается не только на развитие эстетического восприятия искусства и действительности, формирование опыта художественно-творческой деятельности, но и на формирование эстетической культуры как компонента личностной, т. е. реализуется концепция культуросообразного воспитания.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
С первых дней работы, в детском саду, я искала себя в разных видах деятельности, но всегда стремилась искать новые подходы для развития дошкольников, и когда в своей практике я начала использовать занятия по пластилинографии, то убедилась, в ее успешном развивающем потенциале.
Нетрадиционная техника рисования – пластилинография, очень нравится дошкольникам. С помощью этой техники дети открывают еще больше возможностей для выражения собственных фантазий, желаний в целом. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Навыки полученные детьми в процессе занятий, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.
Исходя из вышеизложенного была определена:
Цель: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Исходя из цели мною были определены следующие:
Задачи:
1. Научить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
3. Знакомить детей с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
5. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
6. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Для того чтобы вести работу c детьми планомерно и последовательно, мною были определены три основных этапа работы:
Подготовительный:
1. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
2. Выработать правильную постановку пальца;
3. Овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей;
4. Научиться работать на ограниченном пространстве.
Основной:
1. Научиться не выходить за контур рисунка.
2. Размазывать пальцем пластилин по всему рисунку.
3. Использовать несколько цветов пластилина.
4. Освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой.
5. Доводить дело до конца.
6. Работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий.
7. Действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Итоговый:
1. Научиться самостоятельно решать творческие задачи.
2. Выбирать рисунок для работы.
3. Самостоятельно выполнять задания.
4. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
В процессе обучения детей пластилинографией, не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать их. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.
2. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Ребенок может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщили к прекрасному. К. Маркс писал: «Если вы хотите наслаждаться искусством, то вы должны быть художественно образованным человеком».
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила: дети очень любят лепить, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания. Ведь степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и уровня развития изобразительных способностей.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий по нетрадиционной технике рисования – рисования пластилином, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно-творческие способности, направленные на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Эстетическое общение позволяет ребенку присвоить позицию творца. Для этого мало только желания и интереса заниматься художественной деятельностью, необходимо формирование особой системы координат, позволяющей по-другому воспринимать мир и себя в нем.
Мною была разработана рабочая программа кружка «Волшебный комочек» (см. Приложение 1, для детей старшего дошкольного возраста, и перспективный план работы кружка. Тематика занятий по кружковой работе разнообразна. Данная рабочая программа включает работу по следующим циклам: «Времена года», «Обитатели нашего края», «Подводный мир», «Народные промыслы России».
«Времена года»
Тематика знаний данного цикла знакомит детей с временами года, с природой родного края, ее сезонными изменениями, которые происходят в разное время года, с красотой природы, ее богатствами, приметами, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.
«Обитатели нашего края»
Тематика знаний данного цикла знакомит детей с многообразием животного мира родного края, о приспособлении животных и птиц к окружающей среде, с особенностями их обитания.
«Подводный мир»
Тематика знаний данного цикла знакомит детей с красотой и многообразием подводного мира, его обитателях.
«Народные промыслы России»
Тематика знаний данного цикла знакомит детей с видами декоративно-прикладного искусства. Воспитывает любовь к родному народу через творчество народных умельцев. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно.
Особенностью рабочей программы «Волшебный комочек», является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.
Принципы, лежащие в основе программы:
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
• Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
• Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
• Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
Формы и методы занятий
В процессе обучения используются различные формы:
• беседы;
• художественно-творческая деятельность детей;
• просмотр презентаций, видеофильмов, использование аудиозаписей;
• организация выставок.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный: экскурсии, наблюдение, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов.
Словесный: чтение литературных произведений, беседы, ответы на вопросы педагога, детей
Практический: продуктивная деятельность, организация выставок, проведение открытых занятий для родителей и педагогов.
Для занятий по пластилинографии, изучала много методической литературы, для физкультминуток подобрала пальчиковые игры, чтобы снять зрительное напряжения на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. К каждому занятию подготавливала эскизы и наглядный материал, шаблоны для лепки. Все занятия кружка проводятся в игровой форме, для эмоционального настроя детей на занятиях использовала музыкальные произведения.
Значение занятий по пластилинографии многостороннее. Прежде чем предложить детям эту новую для них технику работы, на первом занятии, я познакомила детей, с пластилиновой живописью, показала какие красивые картины, можно нарисовать с помощью обычного пластилина. Детям очень понравилось, они смотрели на картины, восхищались. Показала разные способы работы с пластилином. Дети пробовали, им было очень интересно. И все захотели «вступить в этот мир искусства». Все занятия кружка направлены на развитие у дошкольников творчества. Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка.
Занятия кружка проводились «от простого к сложному». Дети, научившись элементарным навыкам, применяли свои знания в выполнении сложных заданий.
Занятие кружка состоит из двух этапов: теоретического и практического. Вначале проводится беседа на заданную тему, а потом начинается сам процесс рисования пластилином.
Дети очень быстро усваивали новые приемы, быстро достигали хорошего качества работ и занимались с удовольствием. Им очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. К каждому ребенку я стараюсь найти индивидуальный подход, помочь и, конечно, похвалить. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, интересы и способности каждого ребенка. Занимаются пластилинографией, дети с удовольствием, добавляя в работу свою «изюминку».
Обучение пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов лепки. Поэтому ключевое внимание направляется на постепенное усвоение основных приемов работы с пластилином :
• Раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.
• Скатывания кусочка пластилина кругообразными движениями ладошек или пальчиков, формирование шарика.
• Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.
• Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии – это заглаживание, надавливание и размазывание, которые, необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняются усилиями кончиков пальцев. Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии, дети учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Дети свободно владеют этими способами, получая хороший результат. Таким образом дети лепили цветы, овощи, фрукты и осенние листочки и деревья. (Все работы кружка см. в Приложение 2).
Наиболее удачными считаю занятия по темам: «Обитатели нашего края», «Удивительный подводный мир», «Снегири», «Незабудки для любимых мам».
Занятие кружка состоит из двух этапов: теоретического и практического. Вначале проводится беседа на заданную тему, а потом начинается сам процесс рисования пластилином.
Дети очень быстро усваивали новые приемы, быстро достигали хорошего качества работ и занимались с удовольствием. Им очень нравится смешивать цвета для получения нужного оттенка. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. К каждому ребенку я стараюсь найти индивидуальный подход, помочь и, конечно, похвалить. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, интересы и способности каждого ребенка. Занимаются пластилинографией, дети с удовольствием, добавляя в работу свою «изюминку».
Обучение пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов лепки. Поэтому ключевое внимание направляется на постепенное усвоение основных приемов работы с пластилином :
• Раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.
• Скатывания кусочка пластилина кругообразными движениями ладошек или пальчиков, формирование шарика.
• Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.
• Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии – это заглаживание, надавливание и размазывание, которые, необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняются усилиями кончиков пальцев. Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии, дети учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Дети свободно владеют этими способами, получая хороший результат. Таким образом дети лепили цветы, овощи, фрукты и осенние листочки и деревья. (Все работы кружка см. в Приложение 2).
Наиболее удачными считаю занятия по темам: «Обитатели нашего края», «Удивительный подводный мир», «Снегири», «Незабудки для любимых мам».
«Обитатели нашего края» - тема занятия, на котором дети учились рисовать пластилином диких животных, придавая им характерные особенности внешнего вида. В конце занятия, все работы детей складывались в общий сюжет.
«Удивительный подводный мир» - тема занятия, на котором, дети продолжали знакомство с обитателями морей и океанов, вместе с детьми просмотрели презентацию «Подводный мир». На практическом занятии дети рисовали пластилином, морских жителей.
«Снегири» - на этом занятии дети расширяли знания о зимующих птицах, внешнем виде снегиря. Велась предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на наш участок (воробьи, голуби, синицы, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях в книгах, чтение стихов о птицах, знакомство с силуэтами различных птиц, сравнительные характеристики птиц. На практическом занятии дети работали с трафаретами, учились создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета, развивали мелкую моторику рук.
«Незабудки для любимых мам» - тема занятия, которая вызвала особый интерес у детей. Мы провели беседу с детьми о празднике: «День матери», узнали, что символом праздника, является цветок «незабудки», в народе незабудку называют "мышиные ушки", что растёт незабудка в сырых местах на лугах и оврагах. Незабудка считается символом долгой памяти, любви и верности. Читали стихи и слушали песни о маме. Ведь мама – самый важный и самый дорогой человек в нашей жизни. И на занятии дети старательно изготавливали цветы – незабудки. Ребята очень старались, вложили все свои старания, силы и способности - ведь это был подарок ко Дню Матери, который они подарили своим любимым мамочкам после тематического занятия, посвященному этому празднику. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов. Все занятия кружка интересны и увлекательны. Л. С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое».
Навыки детских работ по пластилинографии складываются в результате систематических занятий. Дети старшей группы уже обладают значительными знаниями об окружающем мире, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы. На этом этапе я стараюсь не мешать ребенку в создании рисунка, не навязываю свои варианты выполнения, а чутко и умело стараюсь способствовать творческому процессу. Во время такой деятельности всегда создается ситуация успеха для каждого ребёнка, так как именно на этих занятиях появляется больше возможности для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого.
Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок. В группе мы с детьми создали уголок «Пластилиновые чудеса». Для родителей организуем фото и видео обзор детских работ, которые выкладываются в группу «Ватсап».
В работе с родителями использую не только коллективные формы работы, но и провожу индивидуальные беседы. Я считаю их наиболее эффективными, так как они позволяют наиболее точно объяснить родителям трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе учебной и самостоятельной деятельности.
Для того, чтобы заинтересовать родителей начала с раздаточной информации педагогического просветительского характера в форме брошюр «Пластилинография – это интересно, весело, полезно!», далее оформила стендовую информацию на тему: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики». Организуя беседы, консультации, стараюсь показать, какую важность имеет своевременное развитие мелкой моторики руки. Для родителей были подготовлены консультации «Игры с пластилином», «Лепим из пластилина» по данной теме, в них подробно описана технология работы. В работе с родителями так же применяю такие формы работы как:
1. Стендовая информация
2. Анкетирование
3. Раздаточная информация (брошюра, «Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы».
4. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей.
Таким образом, родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития моторики детей, начали уделять время, заниматься и играть со своими детьми в развивающие игры, рекомендованные воспитателем. Придя в детский сад после выходных дней, дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.
Работа по кружку ведется серьезная, и уже есть результаты нашего труда.
Детские работы принимают участие в конкурсах, выставках различного уровня (муниципальных, федеральных, всероссийских, международных). Так, 2021 году Трошина Виктория заняла 1 место во всероссийском конкурсе «Декоративно-прикладное творчество. Лепка» Тема: «Совушка-сова. Большая голова». Подберезко Елизавета заняла 1 место в межрегиональном конкурсе «Декоративно-прикладное творчество. Лепка» Тема: «Незабудки для любимых мам». Фадеев Владимир занял 1 место в международном творческом конкурсе : «Пластилиновые фантазии».
Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны.
3. Результативность опыта.
Проводимая мной планомерная и целенаправленная работа по теме: «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста», занятия с детьми, мероприятия с родителями, использование эффективных методов и приёмов показывает, что системность и поэтапность занятий, с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике. Результаты педагогической диагностики показывает отличный результат: высокий уровень у 58 % детей, средний – 42% детей, с низким уровнем детей нет.
• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Волшебный комочек».
• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
• Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, количество участников конкурсного движения показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.
Результат опроса родителей показал, что:
• родители знают, каково значение лепки для общего развития детей.
• 86% родителей хотели бы, чтобы их ребёнок посещал кружок «Волшебный комочек».
Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности.