ирина жиляева
Консультация «Формы и методы формирования знаний о ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
«Одна из важнейших задач детского сада –
привить ребятам навыки укрепляющие их здоровье.
С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой,
есть из отдельной тарелки, ходить чистыми,
стричь волосы, вытряхивать одежду,
вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть,
вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д.»
Н. К. Крупская
Публикация «Консультация „Формы и методы формирования знаний о ЗОЖ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. Педагог-новатор в дошкольном образовании по проблемам здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена».
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников включает в себя: охрану и укрепление здоровья, формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Впервые о необходимости формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач И. И. Мечников, который считал, что самое основное – обучить граждан правильно, безошибочно выбирать в каждой ситуации только полезное, содействующее здоровью и отказ от всего вредного. Потенциал детей дошкольников в пределах его интеллектуального, морального и физического развития существенно выше, чем принято считать. Однако, упущенный в детстве потенциал в дальнейшем не восполняется или восполняет с трудом. От привычек к потребностям – от потребностей к ЗОЖ – таким должен быть алгоритм деятельности ДОО. Согласно высказываний Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, нужно побудить детей задуматься о работе своего организма, понимать его сложное устройство, осознавать знание правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – все это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.
Работа по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОО осуществляется через: занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность; используются следующие методические приемы : прогулка-поход, сюжетные и игровые, корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).
Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей.
Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы: спортивные досуги, праздники, спортивные игры, корригирующая гимнастика после сна, утренняя гимнастика, физминутки, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастика, подвижные игры, игры-тренинги, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, плакатов, моделирование различных ситуаций, заучивание стихотворений, рассказы и беседы воспитателя, эстафеты-соревнования.
В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы : индивидуальные педагогические беседы и консультации по вопросам здоровья, совместные походы и туристические прогулки на природу, встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОО и медицинских работников, изготовление нестандартного физкультурного оборудования, зимних построек на участке детского сада, выпуски семейных газет «Путь к здоровью», дни здоровья, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, когда родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОО – целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.
К нетрадиционным подходам по формированию здорового образа жизни относятся:
- игры-путешествия, в которые входят все виды двигательной активности; каждая игра имеет свою цель, сюжет и итог;
- игровой самомассаж, являющийся основой оздоровления, оптимизирующий мышечный тонус, учащий осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства, прививающий навыки элементарного самомассажа и закаливания дошкольников. Создаёт устойчивость мотивацию и потребность в сохранении здоровья. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение;
- игропластика, основанная на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, а так же включающая элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание;
- креативная гимнастика, представляющая собой нестандартные упражнения, творческие игры и специальные задания;
- ритмопластика, направленная на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, способствующая повышению общей культуры ребенка. Дети выполняют упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающие правильную осанку, а также упражнения на координацию движений. Также ребята выполняют различные виды ходьбы, знакомятся с некоторыми рисунками танца, упражнениями и играми, развивающими гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности;
- игровой стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаи-мосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д. ;
- психогимнастика – это специальный курс занятий, который направлен на коррекцию и развитие эмоцонально-личностной и познавательной сферы. Сохранение психического здоровья и предотвращение эмоциональных расстройств благодаря психогимнастике проходит в наиболее оптимальной для детей форме;
- сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
Таким образом, ЗОЖ – это деятельность человека направленная на укрепление своего здоровья и профилактику различных заболеваний. ЗОЖ является предпосылкой и фундаментом для достижения успехов во всех сферах жизнедеятельности человека. Важное значение имеет формирование ценностей ЗОЖ у ребенка, начиная с дошкольного возраста. Ценность – это то, чему человек осознанно назначает высокую цену, чем дорожит и ради чего готов жертвовать чем-то другим, платить усилиями, временем или деньгами. Это то, в абсолютную важность чего человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих целях. У каждого человека есть что-то важное, что мы ценим, хотим и любим, чтобы этого в нашей жизни было больше.
Приучать детей к стремлению быть здоровыми нужно с первых лет жизни, приучая соблюдать требования культурно-гигиенических навыков. Этим элементарным вещам ребёнка обучают родители ещё до того, как он пойдёт в ДОО. По мере взросления детей к заботе об их здоровье подключаются воспитатели и педагоги.
СП «Детский сад № 25 «Лесная сказка» ГБОУ СОШ
пгт Мирный Красноярского района Самарской области
«Формы и методы формирования знаний о ЗОЖ»
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
Жиляева И. А.
2019 г.