Надежда Дмитриевна Полухина
Методы и формы краеведческой работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и формы краеведческой работы в ДОУ
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Публикация «Методы и формы краеведческой работы в ДОУ» размещена в разделах
Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Реализацию задач по краеведению осуществляют двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся :
1. Циклынепосредственно образовательной деятельности, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.
В зависимости от темы, цели НОД, времени проведения меняется его форма. НОД по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.
2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др.
3. Праздники, развлечения, викторины - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края. В нашем ДОУ уже ведется краеведческая работа и ряд мероприятий уже прошел – это «Мой город на земле такой один», конкурс рисунков «город моей мечты».
Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города. Совсем недавно прошло городское мероприятие «Тамбовские родники» в рамках Покровской ярмарки, где наше ДОУ приняло активное участие.
4. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города. Также в нашем ДОУ проводилась фото экскурсия «Я по городу любимому пройду».
5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации НОД дает образец гуманного отношения ко всему живому.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. НОД, начатая с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами, например: "Я и моя семья", "Сделаем город лучше", "Помоги растениям" и др. и опять же в нашем детском саду уже стартовал проект «И поступью и родом я из города Тамбова».
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждой НОД. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.
Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.
С ранних лет жизни ребенка мы учим его любить своих родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним очень важно для становления личности ребенка. И на мой взгляд проводя НОД, беседы обязательно нужно посвятить их теме "Моя семья", цель которых формировать представление о себе, о своей родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств, своей семьи.
Возможно проведение совместных вечеров-досугов: "Гостиная для родителей", "Новоселье", традиционные праздники; развлечения-викторины: "Что? Где? Когда?", "Мой любимый город", «Где я живу»; спортивные мероприятия: "Папа, мама, я - спортивная семья", "Веселые старты". Также можно в режимных моментах уделять внимание краеведческой работе с детьми, например: совместная игра «хочу все знать!», которую я изготовила для подготовительной группы. Все это дает, закрепляет знания о родном крае, городе, семье.