Лучший педагог года

Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения

Юлия Строганова
Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, экологическая проблема приобретает особую остроту и актуальность. Главная задача на сегодняшний день- дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Публикация «Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения» размещена в разделах

Что же такое экологическое мировоззрение?

Н. Г. Васильев дает следующее определение: «Экологическое мировоззрение-это совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, этические, эстетические, ценностные установки данного субъекта, то есть специфически субъективированные особенности экологического сознания, отражающие конкретно-социальную среду и конкретно-природные условия жизни субъекта духовно-практического освоения природы. В понятии экологического мировоззрения отражается процесс личностного преломления содержания форм общественного сознания, в первую очередь, экологического сознания».

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

• все связано со всем;

• все куда-нибудь девается;

• все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);

• природа знает лучше.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Задачи в области экологического образования дошкольников:

• - формирование у детей элементов экологического сознания и экологической культуры;

• - формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, имеющей природоохранительный характер;

• - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

• бережного отношения к природе;

• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

• эмоциональной отзывчивости к живой природе;

• положительных эстетических ощущений от любования природой;

• умений познавать особенности окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

• наблюдения;

• опыты;

• исследования;

• игры;

• труд;

• художественно-эстетическая практика;

• знакомство с природоведческой литературой;

• занятия физкультурой и спортом.

Формы экологического воспитания :

• коллективные;

• групповые;

• индивидуальные;

• досуговые;

• познавательные;

• наглядно- информационные.

Методы экологического воспитания дошкольников:

-наглядный (наблюдене, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций);

-словесный (беседы, чтение художественной литературы);

-практический (экологические игры, опыты, труд в природе);

-игровой (дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации).

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования, поэтому следует включить в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с детьми следующие педагогические технологии :

-ИКТ технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-игровые технологии;

-технологии проектной деятельности.

Проблема формирования экологического мировоззрения дошкольников связана с тем, что большинство детей не обладают достаточными знаниями об окружающей природе, так как живут в больших городах, и не имеют возможность взаимодействия с окружающей средой по сравнению с детьми, живущих в сельской местности. При этом в больших городах остро стоит проблема о загрязнении окружающей среды, поэтому очень важно формировать бережное отношение к окружающей природе. Тем самым важно формировать экологические представления у дошкольников с раннего возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического мировоззрения дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; формированию экологически грамотного поведения; экологизации разных видов деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Методы и формы воспитания в группе» Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Методы воспитания проявляют.

Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников. Терапевтическая направленность педагогической деятельности воспитателя детского.

Формы и методы формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста Процесс обучения осуществляется различными методами, т. е. системой последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающихся,.

Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ «Математика-царица наук» - всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу.

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возрастаФормы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки.

Методы, формы и средства организации деятельности дошкольников У нас в детском саду в этом году все воспитатели проходят аттестацию и как вы знаете все мы заполняем информационную карту,в которой указываем.

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средстваМетоды, формы организации деятельности воспитанников, средства Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются.

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанниковМетоды, формы, средства организации деятельности воспитанников Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства Методы: наглядно - образные, словесные, образно-игрового моделирования,.

Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого.

Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 19:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Строганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД