Юлия Строганова
Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, экологическая проблема приобретает особую остроту и актуальность. Главная задача на сегодняшний день- дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Публикация «Формы, методы и технологии формирования экологического мировоззрения» размещена в разделах
Что же такое экологическое мировоззрение?
Н. Г. Васильев дает следующее определение: «Экологическое мировоззрение-это совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, этические, эстетические, ценностные установки данного субъекта, то есть специфически субъективированные особенности экологического сознания, отражающие конкретно-социальную среду и конкретно-природные условия жизни субъекта духовно-практического освоения природы. В понятии экологического мировоззрения отражается процесс личностного преломления содержания форм общественного сознания, в первую очередь, экологического сознания».
Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
• все связано со всем;
• все куда-нибудь девается;
• все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);
• природа знает лучше.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Задачи в области экологического образования дошкольников:
• - формирование у детей элементов экологического сознания и экологической культуры;
• - формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, имеющей природоохранительный характер;
• - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
• наблюдения;
• опыты;
• исследования;
• игры;
• труд;
• художественно-эстетическая практика;
• знакомство с природоведческой литературой;
• занятия физкультурой и спортом.
Формы экологического воспитания :
• коллективные;
• групповые;
• индивидуальные;
• досуговые;
• познавательные;
• наглядно- информационные.
Методы экологического воспитания дошкольников:
-наглядный (наблюдене, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций);
-словесный (беседы, чтение художественной литературы);
-практический (экологические игры, опыты, труд в природе);
-игровой (дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации).
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования, поэтому следует включить в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с детьми следующие педагогические технологии :
-ИКТ технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-игровые технологии;
-технологии проектной деятельности.
Проблема формирования экологического мировоззрения дошкольников связана с тем, что большинство детей не обладают достаточными знаниями об окружающей природе, так как живут в больших городах, и не имеют возможность взаимодействия с окружающей средой по сравнению с детьми, живущих в сельской местности. При этом в больших городах остро стоит проблема о загрязнении окружающей среды, поэтому очень важно формировать бережное отношение к окружающей природе. Тем самым важно формировать экологические представления у дошкольников с раннего возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического мировоззрения дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; формированию экологически грамотного поведения; экологизации разных видов деятельности.