Ольга Резец
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: Познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель:формировать представление детей о лесе как экологической системе.
Задачи:
Образовательные : учить детей использовать имеющиеся знания о природе;устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса; закреплять знания детей о разных видах леса.
Публикация «Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
Воспитательные: формировать у детей нормы поведения в природе; воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Развивающие:развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Коррекционная работа:
- закреплять образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
- развивать координацию движений пальцев рук;
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- учить правильному построению предложений;
- развивать слоговую структуру слов.
Словарная работа: ввести в словарь слова: березняк, дубрава, еловый, ельник, сосновый, смешанный.
Оборудование и материалы: мультимедиа, с использованием аудио эффектов, слайды, письмо, мяч, предметы для игры «С чем нельзя в лес ходить».
Ход
Воспитатель: Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каких природных богатствах на Планете мы будем беседовать.
- Дом со всех сторон открыт.
- Он резною крышей крыт.
- Заходи в зеленый дом -
- Чудеса увидишь в нем!
Дети: Лес.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем звуки природы (звучит аудиозапись) и поздороваемся с лесом.
Пальчиковая гимнастика:
- Здравствуй, лес,
- Дремучий лес,
- Полный сказок и чудес!
(поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы).
Воспитатель: Ребята, кто скажет, что такое лес?
Дети: Это грибы, ягоды, птицы, звери, насекомые. Лес - это зеленое доброе царство (показ слайдов с изображением лесных жителей)
На протяжении всего занятия слежу за слоговой структурой слов, правильным построением предложений.
Воспитатель:Детки, что дает лес людям?
Рассуждения детей.
Воспитатель:Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес защищает поля и луга от ветров, дарит вкусные ягоды, грибы.
Лес называют аптекой, как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому что здесь растет много лекарственных трав, лесной воздух лечит. Вот почему леса надо беречь.
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, все леса одинаковые?
Дети:Нет.
Воспитатель: Какие деревья вы видите? (слайд с изображением березового леса).
Дети: Березы.
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни березы?
Дети: Березовый.
Воспитатель: Правильно, такой лес называется березовый или березняк. Береза – это символ красоты русской природы.
Посмотрите на экран, как называются эти деревья? (слайд с изображением соснового леса).
Дети: Сосны.
Воспитатель: Как будет называться такой лес?
Дети: Сосновый.
Воспитатель: Ребята, какие вы деревья сейчас видите?
Дети: Дубы.
Воспитатель: А как называется такой лес?
Дети: Дубрава.
Воспитатель: Как называются эти деревья? (слайд с изображением ельника).
Дети: Елки, ели.
Воспитатель: Лес, в котором растут ели, называется?
Дети: Еловый.
Воспитатель: Ельник.
Воспитатель: Какие деревья вы видите сейчас?
Дети: Елки, осины, березы, сосны.
Воспитатель: Как называется такой лес?
Дети:Смешанный.
Воспитатель: Молодцы, знаете разновидности лесов.
Воспитатель: Давайте, ребята, немножко отдохнем.
Упражнение на релаксацию «Дождь в лесу»
Дети становятся в круг друг за другом – они превращаются в деревья в лесу.
Воспитатель:
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног).
Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями касаются спины стоящего впереди товарища).
Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами).
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводят ладошками по спинам товарищей).
И вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто там пришел. Мы получили письмо, давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам лесник Иван Степанович. Я лесной сторож, стараюсь помочь обитателям леса в трудное время. Я хочу, чтобы вы выполнили мои задания.
Первое задание.
Лес – это дом для животных и растений, а в каждом доме есть свои правила.
Я предлагаю поиграть в игру «С чем нельзя в лес ходить»
( Выкладываются на стол предметы: ружье, спички, сачок, магнитофон, топор).
Дети объясняют, делают выводы, почему нельзя брать эти предметы в лес.
Воспитатель:Молодцы, ребятки, с этим заданием вы справились.
Второе задание.
Дети, какие вы знаете пословицы о лесе?
Дети:
- Лес – богатства и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто леса не бережет.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!
- Сломить дерево – секунда, а вырастить годы.
Воспитатель: Умницы, знаете пословицы о лесе.
Третье задание.
Ребята, кто знает, что это за птица? (слайд с изображением клеста)
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, клесту будет легче жить в сосновом, еловом лесу или в березовом? Почему?
Дети: В сосновом лесу, потому что он питается семенами шишек.
Воспитатель: Где труднее спрятаться зайцу от лисы в смешанном или сосновом лесу? Почему?
Дети: В смешанном лесу, потому что в нем много кустарников, высокой травы.
Воспитатель: Плодами какого дерева являются желуди?
Дети: Дуба.
Воспитатель: Гдепостроит себе дом сова: в березняке или дубраве? Почему? (слайд с изображением совы).
Размышления детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданиями лесника Ивана Степановича.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково».
Играющие дети становятся в круг, в середине – воспитатель. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет слова, ребята должны подобрать к этому слову существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом:
- дуб – дубочек;
- береза – березка;
- елка – елочка;
- лес – лесок, лесочек;
- гриб – грибочек;
- лиса – лисичка и др.
Воспитатель:Дети, скажите, что нового вы узнали? Что у вас получилось, а что нет? Кто был сегодня самый активный?
Рассуждения детей, оценка результативности своей деятельности.
Воспитатель:Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он и сам не сможет выжить. Помните, что вы в лесу в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.