Ольга Резец
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Славься, земля Кубанская»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
Образовательные : закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; продолжать формировать умение работать с тестом (лепка вареников).
Публикация «Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Славься, земля Кубанская“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и уважение к своей малой Родине, развивать познавательный интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, мышление, память.
Материалы и оборудование: использование ИКТ (показ слайдов, макет кубанского подворья, тесто, куль с мукой, фартуки, косынки.
Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, знакомство с кубанским бытом; с Краснодарским краем, городом Краснодаром, рекой Кубань, станицей Павловской, казаками, храмами станицы Павловской, Азовским и Черным морем.
Ход:
Дети становятся полукругом.
Воспитатель: Хороши кубанские просторы!
Плодородна щедрая земля,
Нивы, необъятные, как море,
Край казачий- Родина моя!
У каждого человека есть малая родина, где он родился, играл со своими друзьями, взрослел. Ребята, а кто мне скажет, как называется наша малая Родина?
Дети: Краснодарский край, Кубань.
Показ слайдов.
Воспитатель: Какой главный город нашего края?
Дети: Краснодар.
Воспитатель: Как называется наша станица?
Дети: Станица Павловская.
Воспитатель: Наша станица Павловская состояла из казаков, прибывших к нам из Украины по приказу императрицы Екатерины. Казаки были люди православные, они чтили веру своих отцов и дедов. Первое, что делали казаки, поселившись на новом месте, строили храмы, а потом баню и свои дома. В церковь ходить было нужно обязательно всей семьей. Одевали в церковь самую лучшую одежду. Дети с детства знали церковную службу, пели в церковном хоре. И взрослые, и дети чтили Бога и святых. Жили по заповедям Божьим.
Показ слайдов.
Наша станица Павловская названа в честь святых апостолов Петра и Павла. Сейчас возрождаются и отстраиваются церкви. У нас их две- Святых апостолов Петра и Павла и Святого Успения Богородицы.
Показ слайдов.
Кубань омывают два моря- Черное и Азовское. На черном море отдыхают и лечатся. Люди, которые приезжают на Кубань со всех уголков России. В Азовском море издавна ловят рыбу очень ценных осетровых пород.
Богат наш край и высокими горами и быстрыми реками, и бескрайними полями.
Показ слайдов.
Воспитатель:Ребята, что выращивают на полях Кубани?
Дети: Пшеницу, рис, подсолнечник, сахарную свеклу и др.
Показ слайдов.
Воспитатель:Ребята, а какие кубанские пословицы вы знаете?
Дети:- Казаку честь – Родину беречь.
- Казачьему роду нет переводу.
- Не хвались казак травою, хвались казак сеном.
Воспитатель: Ребята, слышите, где- то шуршит? Давайте тихо подойдем и посмотрим, кто это шуршит?
Дети:Никого нет.
В это время появляется снопик.
Снопик:Друзья, вы меня узнали? Мне так захотелось с вами поиграть. У меня есть коробочка, попробуйте угадать, что в ней лежит, но сначала отгадайте загадку.
На соломинке дом
Сто ребяток в нем?
Дети: Колосок.
Воспитатель: Снопик, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе.
Дети:- Кто землю лелеет, того земля жалеет!
- Хлеб батюшка- вода матушка.
- Хлеб- всему голова.
Снопик:Молодцы, ребята, я хочу сделать вам подарок. Закройте глазки.
Звучит казачья песня «О Кубани», на столе появляется куль с мукой.
Снопик: Вот вам мука пшеничная, с наших бескрайних кубанских полей. Вы дети умелые может что- то с нее сделаете.
Воспитатель: Спасибо тебе, снопик. До свидания!
Воспитатель: Ребята, а что у нас на Кубани пекли из муки?
Дети: Хлеб, пирожки, булочки.
Под музыку вбегает Вовка из тридевятого царства.
Вовка:Ой, а куда это я попал?
Воспитатель:Здравствуй, Вовка! Ребята, а куда попал Вовка?
Дети: Вовка попал в детский сад.
Воспитатель: И что же ты хочешь?
Вовка: Да вот узнал, что на Кубани очень любят вареники лепить, а я не умею, да и мне совсем неохота.
Воспитатель: Да ты оказывается лодырь. Про таких как ты знаешь, как говорят? Ребята, давайте Вовке напомним пословицы, поговорки про «лень» и «труд».
Дети:- У ленивого хозяина сапоги с ног стянули!
- Труд кормит, а лень портит.
Вовка: Ой- ой- ой! Можно подумать ваши дети умеют вареники лепить.
Воспитатель: Да, умеют! Они ведь у нас кубанские казачата! И тебя научат! Правда, ребята?
Вовка:А что для этого надо? У меня ничего нет.
Воспитатель:За то у нас все есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать?
Дети: Вымыть руки.
Вовка:А зачем их мыть? (плюет на них и вытирает об себя) Вот и чистые.
Воспитатель: Ребята, подскажите Вовке, зачем надо мыть руки.
Дети: Чтобы они были чистые, чтобы на них не было микробов и т. д. Воспитатель:Сейчас надеваем фартуки, косынки. Мне хочется рассказать вам интересную сказку о варениках. Садитесь удобнее.
Воспитатель убирает ширму, за которой макет кубанского подворья.
СКАЗКА (дети показывают настольный театр)
В одной кубанской станице жила- была одинокая казачка. Решила она как- то вареников налепить, да деток своих накормить. Кинулась, а муки то нет. Пошла она к мельнику, низко покланялась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник дай мне, пожалуйста, муки, вареников налепить, да казачат накормить». Мельник дал ей муки. Побежала она к речке: «Речка- матушка, дай мне водицы я хочу вареников налепить, да деток накормить. Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила ее и пошла к курочке. «Курочка- хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные. Дала курочка ей яйцо. Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, ручки сполоснула. Взяла сито… Подскажите что было дальше.
Дети:Муку просеяла, разбила яйцо, посолила, налила водицы, помешала, насыпала муки и стала месить, что у нее получилось тесто.
Воспитатель:Деток у хозяюшки было много, решили они ей помочь
Дети вместе с воспитателем начинают лепить вареники.
Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки. Начинку положили и краешки крепко залепили, чтобы начинка не «убежала», спрятали ее там.
Воспитатель обращает внимание, что у нас на Кубани лепят косичками, защипками прямыми и обратными.
Воспитатель:А любили вареники с разными начинками. Какими?
Дети: С вишней, малиной, клубникой, творогом, картошкой.
Воспитатель:Вовка, а ты знаешь вареники с творогом, с чем едят? Не знаешь?
Дети: Со сметаной.
Воспитатель: А с картошкой?
Дети: С пассированным на растительном масле луком.
Воспитатель:А с фруктами и ягодами?
Дети: Сахаром посыпают.
Воспитатель: А пришли к нам на Кубань вареники с Украины. Они очень сытные, их все любят, потому что они вкусные.
Воспитатель:Вовка, ты пойди сейчас на кухню, и наши повара сварят вареники.
Воспитатель:А ребята хорошо потрудились, утомились. Мы снимем фартуки, вымоем руки.
Давайте немного разомнемся:
Пришли трактористы, (ходьба на месте)
Землю вспахали, (веревочка)
Пшеницу посеяли, (на присядках перебираем пальчиками)
Выросла пшеница, заколосилась, (поднялись на носочки и покачались)
В снопы собрали, (1-2 руки в стороны, 3-4 обнять себя)
Обмолотили (рубить топором)
На мельницу отвезли, (рулить)
Муку смололи (круговые вращения руками)
Тесто замесили, раскатали, вареников налепили (показать)
Выходит Вовка с готовыми варениками.
Воспитатель:Какие у нас замечательные получились вареники! Сейчас мы будем угощаться.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы знакомились с бытом кубанским казаков, учились лепить вареники. Теперь мы знаем, что лепка вареников очень увлекательное занятие и т. д.
Самооценка результатов работы.