Оксана Эверстова
Онлайн-семинар для педагогов «Использование игрового набора Дары Фребеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Саха (Якутия)
Муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус»
Семинар- практикум
для педагогов
Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: Старший воспитатель
МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка»
Эверстова Оксана Николаевна
Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Онлайн-семинар для педагогов „Использование игрового набора Дары Фребеля“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сидим дома с пользой!
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
1. Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
2. Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
3. Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
4. Развивать творческую активность педагогов;
5. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: игровые наборы Фрёбеля, видезапись, видеоролик.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы с вами поговорим о детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фребеля».
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Педагогика и методика воспитания в детском саду по методу Фрёбеля. Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений.
Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития.
Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской. В нашем детском саду набор «Дары Фрёбеля» применяется с детьми, начиная с дошкольного возраста на групповых занятиях, индивидуальных занятиях с психологом, а так же в режимных моментах.
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 модулей образовательных материалов Фребеля
С «дарами» можно начинать играть с самого раннего возраста.
ПЕРВЫЙ ДАР - ШЕРСТЯНОЙ МЯЧ
Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый шар — мяч на ниточке. Развиваются умения различать цвета, ребенок знакомится с пространственными отношениями, утверждениями и отрицаниями, геометрическими фигурами. Фребель считал шар «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности.
ВТОРОЙ ДАР - НЕБОЛЬШИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ШАР, КУБИК, ЦИЛИНДР
С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривается Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной или вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.
Диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые.
ТРЕТИЙ ДАР — КУБ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ВОСЕМЬ КУБИКОВ
Посредством этого дара, ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДАР — ТЕХ ЖЕ РАЗМЕРОВ КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ВОСЕМЬ ПЛИТОК
Кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.
ПЯТЫЙ ДАР — КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА 27 МАЛЕНЬКИХ КУБИКОВ, девять из них разделены на более мелкие части.
ШЕСТОЙ ДАР — КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ ТОЖЕ НА 27 КУБИКОВ, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр.
Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка.
ДРУГИЕ ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ :
Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.
А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии.
В состав «Даров Фребеля» всего входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек) :
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Хотя мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно 6 лет, но уже видим эффективность его применения в различных образовательных областях.
Педагог может работать не только по методике, предложенной Фребелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
• Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:
• Развитие творчества детей (дети понимают главное значение процесса работы с материалами и учатся комбинировать их)
• Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)
• Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)
• Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)
• Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)
• Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)
• Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).
Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).
Работая с материалами Фребеля педагог направляет, облегчает и стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Дары Фрёбеля можно использовать по областям. Нужно использовать на каждой календарной тематической неделе.
По проекту «Дары Фребеля как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» и разработки «Перспективного планирования» выступят воспитатели Петрова А. И., Кулаковская Т. Н.
Спасибо нашим воспитателям а сейчас приступаем к практической части нашего семинара. Мастер классы, видеозаписи и видеоролики.
• Мастер класс «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста» - музрук Конотопенко О. В.
• Мастер класс «Познавательное развитие «Дар №2»», видео занятие «Речные обитатели» - воспитатель Петрова А. И.
• Образовательная область «Социально коммуникативное развитие» СИД «Путешествие на реке Лена» воспитатель Захарова Е. Е.
• видеоролик занятия по теме «Звуковая культура речи» - воспитатель Кулаковская Т. Н.
• Образовательная область Физическое развитие видео подвижная игра «Быа быачаан», «Кутуйахчааннар»
• Фрагмент видео занятия «Три медведя» воспитатели Герасимова М. Е., Петрова Ф. Д.
Презентация брошюры «Дары Фребеля с региональным компонентом»
Рефлексия
Таким образом, мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям. Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!