Ольга Махота
Окружающий мир в подготовительной группе на тему: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Специально организованная образовательная деятельность в подготовительной группе
тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса» образовательная область познавательное развитие (окружающий мир).
Воспитатель: Махота О. Г.
Образовательные задачи:Дать детям первоначальные представления об истории возникновения и развития Москвы.
Развивающие задачи: Познакомить детей с образом жизни людей и особенностями строительства на Руси.
Публикация «Окружающий мир в подготовительной группе на тему: „Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Воспитательные задачи: Приобщать детей к русской национальной культуре.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Материалы и оборудование:иллюстрации с изображением Юрия Долгорукова,
Города Москвы времен Руси и после, телевизор, рабочие тетради по окружающему миру.
Содержание деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию (мотивация). «Путешествие в прошлое».
Ребята сегодня, я хочу вам предложить совершить путешествие в прошлое. Но не просто куда нибудь, а прошлое столицы нашей Родины город Москву.
«Раз, два, три мы уже в пути»
2. Игровая. Игра «Легенда о Москве».
Ребята, представьте, что мы находимся в глухом лесном краю, где протекают много рек и маленьких речушек, а могучие дубы и сосны отражаются в их водах. И вот в этом месте и возник город Москва. Еще ее возникновение окружено множеством легенд.
Хотите послушать одну из них? ( Предполагаемый ответ детей: Да)
«Ехал, однажды, князь Юрий, по прозванью Долгорукий, со своей дружиной. Через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел он посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пестрой шерстью многих цыетов. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядят на зверя. А тот, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученный предсказатель, который растолковал явление зверя так: «Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вкруг его царство великое. А шкура пестрая значит, что сойдутся сюда народы разные.»
Это сказка, но сказка со смыслом. Ведь сбылось знамение- вырос великий город.
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовью внуки
Выше прочих городов.
(В. М. Брюсов)
3. Познавательно -исследовательская деятельность. Проблемная ситуация «Возникновение первого поселения».
Попробуем представить, что нам нужно выбрать место для будущего города.
Где мы будем его строить: на холме или равнине? Конечно на холме!
Он будет хорошо освещаться солнцем, обдуваться ветром. С холма лучше видно все окрестности. Зачем? Труднее незаметно приближаться врагам.
И вот сюда пришли люди. Посмотрели вокруг, места им понравились, и они здесь поселились.
А что же еще нужно людям для жизни? ( Предполагаемые ответы детей: вода, еда, жилье)
Люди селись там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи.
Откуда можно взять воду? ( Предполагаемые ответы детей: из рек, озера, родника)
Москва река рядом, и это не только вода, но и рыба.
А что могло помочь в строительстве жилья? ( Предполагаемые ответы детей: лес).
Лес рядом.
Что сьедобного можно добыть в лесу? ( Предполагаемый ответ детей: грибы, ягоды, звери).
И земля в этом месте была хорошая, можно заниматься земледелием: выращивать пшеницу, рожь, овощи, фрукты.
Вот такой замечательный город у нас получился.
Такое же удобное место выбрали себе люди для своего города. Вода есть, еда есть, жилье в те давние времена строилось из дерева, лес рядом. Но места около рек были болотистые, и люди добирались до воды по маленьким мостикам (мосткам). И поэтому реку сначала назвали Мостковой, а потом- Москвой. И город возникший на берегу реки, также Москвой.
4. Двигательная. Физминутка «Мы по городу пойдем».
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То что видим, называем:
На дороге есть машины (повороты головы влево)
Пошли люди в магазины (повороты головы в право)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (потянулись вверх-присели).
5. Игровая. Игра «Современная Москва».
Не смотря на проходимые леса и топкие болота вокруг холмов, враги все равно пробирались сюда. Тогда жители стали строить поселения стены из бревен с башнями и воротами- огораживали, городили.
- Как вы думаете, какое слово произошло из этих слов? ( Предполагаемый ответ детей: город).
Особенно важной в городе была пристань, туда приходили корабли из разных стран с товаром. Так начала развиваться торговля. Постепенно город рос и обустраивался. Со времен с деревянных построек люди перешли на каменные постройки?
-Как вы думаете, почему люди перешли на каменные постройки? Страшный враг есть у дерева, это огонь. К несчастью, часто горела деревянная Москва. Сжигали ее и враги, страдала она и от случайных пожаров.
Первым белокаменным зданием в Москве была церковь. Долгое время из камня строили только церкви, дома были деревянными.
Позже появился кирпич. Дело в том, что кирпич делается из глины и песка. И того и другого в Москве было много.
-Некоторые дома того времени дожили и до наших дней. Старые дома реставрируют. Зачем? Человек, чтобы расти, становится умнее, должен чувствовать свои корни памяти. По ним к человеку приходят опыт, и знания людей, которые жили до нас.
6. Итог, результат деятельности:
-Где мы сегодня побывали?
- Из чего строилась Москва в далекие времена?
-Сохранилась ли Москва в том виде котором была до нашего времени?