НАТАЛЬЯ ДВУКРАЕВА
Проект «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика проекта
Обоснование. Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания. Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствует умение детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира. Во время экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются фонды умственных приемов и операций, развивается речь.
Публикация «Проект „Познаем окружающий мир через игру и эксперименты“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Необходимо создать такие условия, которые способствовали бы проявлению творческой инициативности, развитию самостоятельной исследовательской активности детей в течение всего года независимо от сезонно-климатических условий.
Расширяя экспериментальное поле ребенка, мы обогащаем специальную предметно-пространственную среду группы теми компонентами неживой природы, которых не хватает в естественной среде. Тем самым мы способствуем систематической самостоятельной экспериментально-познавательной деятельности, в ходе которой осуществляется интеграция известных и новых способов познания мира, происходит развитие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника.
Данная проблема актуальна, поскольку лежит в сфере профессиональных интересов, являясь одним из основных направлений педагогической работы.
Объект. Детская экспериментальная деятельность с компонентами неживой природы.
Предмет. Совокупность методов, приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.
Проблема. Оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.
Цель проекта. Развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.
Гипотеза. Успешное развитие самостоятельности и творческой инициативности в детском экспериментировании произойдет, если:
1) будут применены эффективные педагогические методы, приемы и формы организации;
2) будет создана специальная предметно-пространственная развивающая среда.
Задачи проекта
1. Изучить и проанализировать специальную педагогическую, психологическую, методическую литературу.
2. Определить составляющие экологического пространства предметно-развивающей среды группы ДОУ для экспериментирования.
3. Провести анализ условий для детского экспериментирования через наблюдения, диагностику, анкеты.
4. Разработать перспективный план «Блочное планирование программных задач экспериментальной деятельности детей с компонентами неживой природы» для внедрения в практику, позволяющий системно и качественно проектировать педагогический процесс.
5. Систематизировать содержание экспериментов по блокам «Вода», «Воздух», «Песок, камень» и определить их эффективность для развития творческой инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста.
6. Оформить картотеку схем опытов для самостоятельного экспериментирования по блокам.
7. Оформить картотеку опытов.
8. Оформить картотеку стихов и загадок.
9. Оформить обобщенный материал. (Лепбуки по блокам)
Содержание проектной деятельности.
I. Информационное обеспечение проекта
1. Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам экспериментирования детей с компонентами неживой природы
1. Август – октябрь 2018 г.
2. Педагогическое наблюдение за деятельностью детей для определения составляющих экологического пространства предметно-развивающей среды группы
3. Ноябрь 2018 г.
4. Оформление картотеки стихов и загадок.
5. Октябрь 2018
6. 4. Оформление картотеки схем опытов экспериментирования Октябрь 2018 г.
II. Материально-техническое обеспечение
1. Проектирование в пространственной предметно-развивающей среде.
2. Сентябрь—октябрь 2018 г.
3. Подбор стимульного материала для экспериментирования.
4. Сентябрь—ноябрь 2018 г.
III. Методическое обеспечение
1. Составление перспективного планирования.
2. Отбор содержания экспериментальной деятельности детей в соответствии с тематическим планированием.
IV. Работа с детьми.
1. Реализация перспективного плана. В течении учебного года 2018-2019гг
2. Совместная экспериментальная деятельность педагога и детей. В течении учебного года 2018-2019гг.
V. Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»; ноябрь 2018 г.
2. Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала; в течении учебного года 2018-2019гг
3. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе; в течении учебного года 2018-2019гг
4. Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; январь 2019г.
5. Оформление наглядной информации в родительском уголке, в течении учебного года 2018-2019гг
VII. Обобщающий этап.
Обобщение опыта работы и оформление в виде лэпбука по блокам: «Вода», «Воздух», «Песок, камень».
Май 2019г.
Перспективный план «Блочное планирование задач и содержания исследовательской деятельности детей»
Сентябрь-октябрь-ноябрь
Вода
Создать условия для выполнения свойств и качеств воды:
-прозрачная;
-без запаха;
-льё тся:
-в ней растворяются некоторые вещества;
-другие вещества её окрашивают;
-вода может быть холодной и тёплой.
Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега –в воду. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».
«Прозрачность воды».
«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
«Запах воды».
«Вода может литься, а может разбрызгиваться».
«Руки станут чище, если помыть их водой».
«Вода – наша помощница».
«Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».
Декабрь-январь-февраль
Воздух
Создать условия для:
-понимания того, что воздух есть внутри человека и вокруг;
-выявления свойств воздуха -прозрачный, лёгкий, без запаха. «Воздух повсюду»
«Свойства воздуха»
«Что в пакете?»
«Поймай воздух?»
«Загадочные пузыри»
«Надувание мыльных пузырей»
«Пузырьки-спасатели»
Март-апрель-май
Песок, камень
Научить узнавать и называть песок, камень.
Создать условия для выявления их свойств и качеств:
-твердости;
-сыпучести;
-намокаемости;
-особенности взаимодействии с водой.
«Свойства песка»
«Отделяем камни от песка»
«Изготовления цветного песка»
«Почему песок стал мокрым?»
«Что лучше всего вода проходит через камни, или через песок.»
«Камни какие они?»
«Камни бывают разные»