Мурсалимова Надежда Ивановна
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Где живут белые медведи» по программе «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова»
Окружающий мир 1 класс
«Где живут белые медведи»
Выполнила: Мурсалимова Надежда Ивановна
учитель начальных классов I категории.
Тема урока : «Где живут белые медведи?»
Цель урока : формировать представление о разнообразии природы Земли; создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 1 классе „Где живут белые медведи“ по программе „Школа России“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
развитие познавательного интереса о животном мире этих районов; учить приёмам работы с глобусом; контролирование уровня усвоения программного материала.
Личностные результаты:
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- объективная оценка результатов деятельности;
- степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете;
- рефлексия.
Предметные результаты:
- находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- создание условий для проявления способностей обучающихся;
- наличие и эффективность коллективных, индивидуальных форм работы обучающихся на уроке;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- видеть ошибку и исправлять ее;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
Коммуникативные УУД:
- стимулировать обучающихся к выражению собственного мнения
- культура поведения в учебном диалоге
Оборудование: компьютер, презентация по теме, карточки, учебник, картинки с изображением белого медведя, пингвина, глобус, карта полушарий, таблички со словами Антарктида, Арктика,
Ход урока.
I. Организационный момент. Звенит звонок. Слайд 2.
Учитель: Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
Дети отвечают хором.
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Учитель. Тихо сели, проверяем готовность к уроку. На парте лежит учебник, тетрадь, карточка. О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке, для этого нужно выполнить задания.
II. Актуализация знаний. Слайд 3.
Учитель. Разделите зверей на две группы.
(1-ая гр. - белка, заяц – травоядные, 2-ая гр. – лиса, волк, белый медведь – хищники.)
Учитель. А что общего между этими зверями?
Дети. Они млекопитающие.
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель. А кто из них здесь лишний?
Дети. Лишний белый медведь, потому что все живут в лесу, а он нет.
Учитель. Какая же у нас сегодня тема урока?
Дети. Где живут белые медведи?
Учитель. А какие вопросы мы можем задать по теме урока? Слайд 4.
Дети. Чем питаются белые медведи?
Кто живёт рядом с белым медведем?
Учитель. Это задачи нашего урока.
IV.Работа по теме урока.
Учитель. Ребята, а кто знает, где живут белые медведи?
Дети. Белые медведи живут далеко, далеко, там где холодно.
Учитель. Молодцы! Правильно! Слайд 5.
Учитель. Наши друзья, Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик приглашают нас отправиться в дальнее путешествие, туда где живут белые медведи. Вы хотите путешествовать со своими друзьями?
Дети. Да, хотим.
Учитель. Но к дальнему путешествию нужно хорошо подготовиться и изучить свой маршрут. В этом нам поможет карточка, которая лежит у вас на парте, возьмите синий карандаш и обведите те предметы, которые нам понадобятся. Слайд 6.
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка - Слайд 7.
Учитель. Кто правильно выделил все предметы, получает синий смайлик, у кого есть ошибка, получает зелёный смайлик.
Учитель. А теперь определим наш маршрут. А что нам для этого нужно, Мудрая Черепаха загадывает вам загадку. Слайд 8.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети. Глобус.
Учитель. Ребята, а что такое глобус? (Выслушиваются ответы детей). А кто сможет показать север на глобусе? (Учащиеся показывают район севера, если нет, то учитель сам показывает). А по каким признакам вы нашли холодный район на глобусе?
Дети. Холодные районы Земли нарисованы белым цветом, потому что там много снега и льда. Слайд 9.
Учитель: а теперь посмотрим на карту полушарий и на ней тоже покажем холодные районы (к доске выходит ученик и показывает) их мы отмечаем красными точками на карте, и проложим маршрут по карте с помощью красных стрелок (учитель на карте отмечает холодные районы и стрелками прокладывает путь от Северного полюса к южному).
Учитель: на земле есть очень холодные районы, один из них- это Северный Ледовитый океан. Большая часть его покрыта льдом и снегом. В этом районе расположен Северный полюс. Острова Северного Ледовитого океана – это Арктика. Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето. Снег лежит почти круглый год. Слайд10.
С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться до – 60 градусов.
Вот в таких условиях и живёт белый медведь. Белый медведь — один из самых крупных наземных хищников. Его длина достигает 3 м, масса до 1000 кг.
Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде. Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5 километров в час, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами. Слайд 11.
Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Детёныши, только что родившиеся у медведицы, по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают. Медведь занесён в Красную книгу.
Учитель: как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить другие животные? (Выслушиваются ответы детей)
Откройте учебник по закладке на странице 12. Внимательно рассмотрите картинки. Прочитайте еще раз, кто нас встречает на Северном полюсе?
Дети: поморник, треска, морж, тюлень. Слайд 12.
Учитель: Муравей вопросик задаёт вам вопрос. А что помогает этим животным выживать в таких суровых условиях?
Дети: животные имеют густой мех, пух, толстый слой кожи, жира. Слайд 13.
Учитель: давайте обратимся к Мудрой Черепахе, чтобы она рассказала нам про других животных Крайнего Севера.
Выходят подготовленные ученики и рассказывают.
1-ый ученик. Слайд 14. Живёт в Арктике морж. Этот великан не боится медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их содержимое.
2-ой ученик. Слайд 15. Ещё один обитатель Арктики – тюлень. Он питается рыбой. Тюлень прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться. Возле лунок тюленей поджидают белые медведи.
V. Музыкальная физкультминутка. Слайд 16.
Слайд17.
Учитель: хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Ребята приготовили для Мудрой Черепахи стихотворение
Стих читает подготовленный ученик.
Как-то утром в зоопарке
Спор серьезный, даже жаркий
Вдруг затеяли соседи
- Бурый с белым – два медведя.
- Как, приятель, стал ты белым?
Что, испачкался ты мелом?
- А ты бурый что такой?
Весь испачкался землей?
Видишь, мишкам не до смеха,
Беспокоит их цвет меха.
Кто покрасил, дай ответ,
Этих мишек в разный цвет?
VI.Работа по теме урока (продолжение).
Учитель: Посмотрите внимательно на наш маршрут (на карту полушарий). Куда же ведёт нас красная стрелка?
Ученик: мы должны отправиться вниз по карте, там ещё есть один холодный район.
Учитель: А вот как называется этот холодный район на Земле, вы внимательно посмотрите мультфильм и ответите на данный вопрос.
Слайд 18.
Учащиеся просматривают мультфильм про Антарктиду, пингвинов.
После просмотра учитель задаёт вопрос.
Учитель: Как называется этот район на Земле?
Ученик: Антарктида там расположен Южный полюс. Слайд 19.
Учитель: Кто же обитает в этих суровых условиях?
Ученик: пингвины. Слайд 20.
Учитель: и вот, что рассказывает Мудрая Черепаха про пингвинов. Пингвины – коренные жители Антарктиды. Слайд 21. Эта птица не умеет летать, зато хорошо плавает. Пингвины питаются рыбой. Самка пингвина откладывает всего одно яйцо. У пингвинов нет гнёзд. Их не из чего сделать в Антарктиде, поэтому своё единственное яйцо самка пингвина кладёт на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Пингвины не высиживают своих птенцов, а «выстаивают». Пока мама-пингвиниха «выстаивает» яйцо, пищу ей добывает и приносит папа-пингвин.
А сейчас мы расскажем стих про пингвинов, а ты послушай Мудрая Черепаха
Подготовленный ученик рассказывает стих про пингвинов.
Среди льдин и снега рос,
Не страшит его мороз.
Как парят над океаном
Чайки, крачки и бакланы!
А пингвин, хотя и птица,
Для полёта не годится,
Но зато пловец отличный, —
Вот какой он необычный!
Дружбу водит он с китами
И с морскими со слонами.
Рыбку юркую стрелой
Догоняет под водой.
И, по льду протопав звонко,
Угощает пингвинёнка.
Учитель: Муравей Вопросик задаёт вам вопрос. А как вы думаете, могут ли жить другие животные в Антарктиде?
Ученик: думаю, что могут, пингвину же надо чем-то питаться.
Учитель: откройте учебник стр. 13 и прочитайте названия животных, которые обитают на Южном полюсе.
Ученик: альбатрос, ледяная рыба, морской леопард.
Подготовленный ученик рассказывает.
(Если времени достаточно, то можно дать краткие сведения об этих животных, если времени недостаточно, то просто показать на экране)
Слайд 22.
Морской леопард. Своё название получил благодаря пятнистой шкуре, а также из-за весьма хищного поведения. У морского леопарда очень обтекаемое тело, позволяющее развивать в воде большую скорость. Морской леопард может погружаться на глубину до 300 м. Он постоянно охотится на тюленей и пингвинов.
Альбатрос — очень большая и сильная птица. В день она может свободно пролететь до 1000 км. Эта птица способна неделями не видеть сушу, проводя всё время над морской волной. Гнездится альбатрос на скалистых островах с высокими берегами. Таким образом птица старается максимально обезопасить своё потомство от различных наземных хищников. Самка совместно с самцом делает гнездо. Представляет оно из себя ямку. Устилают её травой, мхом и листьями. Яйцо всегда одно и большое.
Слайд 23.
Учитель: Мудрая Черепаха спрашивает, ребята, а могут ли встретиться белый медведь и пингвин?
Слайд 24.
Ученик: нет не могут, белый медведь не живёт на Южном полюсе.
Учитель: вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться домой, но чтобы вернуться, нужно подвести итог нашего путешествия. Муравей Вопросик подготовил для вас несколько вопросов.
VII. Итог урока. Слайд 25.
1. Как называются самые холодные районы на Земле?
2. Какие животные живут в Арктике? В Антарктиде?
3. Как приспособились животные к суровым условиям?
Слайд 26. Хорошо читающий ученик зачитывает вывод.
Учитель: и вот мы вернулись в наш родной класс.
VIII.Рефлексия. Слайд 27.
Сегодня я узнал …
Меня удивило …
Мне урок понравился …
Мне урок не понравился …
Теперь я знаю …
Учитель: оцените свои достижения на уроке.
Слайд 28.
Учитель: молодцы! Спасибо за урок!