Получи документы

Окружающий мир для детей дошкольного возраста по программе «Мир открытий»

Людмила Болдырева
Окружающий мир для детей дошкольного возраста по программе «Мир открытий»
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшая образовательная задача обучения дошкольников - знакомство с родным языком и развитие речи. Именно речь даёт главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей жизни человека. Поэтому курс «Окружающий мир» должен своими средствами служить указанной задаче по развитию речи. Как же достичь этой цели?

Одна из основных задач курса - осознание смысла произносимых детьми слов. Мы сознательно не вводим незнакомые новые слова, поскольку крайне важно помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых ими слов обыденного языка. Благодаря такой постановке задачи мы начинаем исподволь воспитывать в ребёнке аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры и научной культуры в особенности, в свою очередь, готовят детей к будущему освоению научного языка; кроме того, установка на осознание смысла слов представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые, прежде Всего, опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.

Публикация «Окружающий мир для детей дошкольного возраста по программе „Мир открытий“» размещена в разделах

Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка. При этом мы фактически используем принцип построения толкового словаря, в котором смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других слов того же языка.

Общими задачами всех занятий по курсу «Окружающий мир» с детьми этого возраста являются формирование навыков общения (взаимодействия, активация и обогащение словарного запаса, а также развитие моторики, внимания и мышления.

Методика проведения занятий по курсу «Окружающий мир» для дошкольников. Цели и задачи курса определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как именно она является для детей этого возраста ведущей формой деятельности; наряду с игрой важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При этом преподавателю или воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это важнейший для нас принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

К концу обучения подготовительной группы игровых сюжетов становится меньше, их отчасти заменяет деятельность с предметами окружающего мира, прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника.

Важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы «Школа 2100» - принцип минимакса

(А. А. Леонтьев). Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.

Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребё нка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития ребёнка, с другой - соответствовать уровню его развития. Не следует давать сложных вопросов, они должны быть посильны.

Тематическое планирование занятий рассматривается с двух точек зрения: «Окружающий мир и экология» и «ОБЖ».

Большинство занятий целесообразно строить в рамках технологии «самостоятельного открытия детьми нового знания» :

1. й этап — введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания.

2. й этап — мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).

3. й этап — поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки», воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий. Он избыточен. Воспитатель сам выбирает его из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов.

4. й этап — самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, ,дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. Примеры таких игр можно найти в тексте конспекта или задания в тетради.

5. й этап — повторение и развивающие задания.

6. й этап — итог занятия. Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового. Поскольку занятия с младшими дошкольниками жёстко не планируются, мы не описывали этот этап в каждом занятии.

Учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» для дошкольников включает методические рекомендации для воспитателя, учителя прогимназии или родителя и пособия для самостоятельного выполнения заданий каждым ребёнком для 2-3 лет (авторы А. А. Вахру- шев, И. В. Маслова, М. В. Кузнецова, для 3-4 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова, для 4-5 лет и 5-6 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, для 6-7 лет (авторы А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова).

Работа в пособии для детей описана в конспектах для каждой возрастной группы. Материал разбит на занятия и даётся в большем объёме, чем отведённое для этого время. Это позволит преподавателю или воспитателю выбрать те сведения, которые, на его взгляд, наиболее полно и ярко отражают тему.

Одного занятия (10-30 минут) в неделю недостаточно для ознакомления детей и с природными явлениями, и с явлениями общественной жизни. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в свободной деятельности в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательного и образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми. Совместная работа предусматривает и работу по пособиям, и создание проектов, которых в течение года будет несколько.

Перенос части материалов с занятий в свободную деятельность не означает введения дополнительного занятия. Вовлекая группу желающих детей в игру, воспитатель ненавязчиво преподносит интересные факты, предлагает новые сюжетные линии, не ущемляя при этом самостоятельности детей.

Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий:

• Занятия должны проходить в спокойной обстановке.

• Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.

• В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т. п.).

• Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.

• Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.

Последние занятия - обобщающие. При их проведении могут быть использованы театрализованные игры, экологические досуги или интегрированные занятия.

На занятиях понадобятся цветные карандаши для работы в пособии и цветные мелки (или фломастеры) для работы на доске.

Публикации по теме:

Доклад к рабочей программе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса Доклад к презентации «Рабочая программа для детей 3-4 лет» Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «От рождения.

Конспект НОД образовательной области «Музыка» по программе «Мир открытий» Конспект занятия построен на основе конспекта, предложенного Т. Э. Тютюнниковой в журнале "Музыкальная палитра". Переработан, подстроен под.

«Давайте жить дружно». Конспект НОД педагога-психолога по программе «Мир открытий» Конспект образовательной ситуации на тему: “Давайте жить дружно” Подготовила: педагог-психолог Брель М. Г. Конспект образовательной ситуации.

Конспект открытого занятия по программе дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Бусинка» Конспект открытого занятия по программе дополнительного образования для детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности.

Монопроект «Окружающий мир». Разработан для детей с отставанием в развитии Министерство социального развития Московской области ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Берёзка».

План-конспект для детей средней группы (окружающий мир) «Наш город» План - конспект для детей средней группы (окружающий мир, «Наш город» Цель: Продолжить знакомство с родным городом. Задачи: Продолжать.

Планирование по программе «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Тема "Давайте познакомимся!" Создание атмосферы доверия в группе, установление эмоционального контакта между детьми, детьми и психологом,.

Проект реализации экспериментальной программы «Мир открытий» В апреле 2013 года наше дошкольное учреждение вступило в эксперимент по апробации и внедрению Примерной общеобразовательной программы «Мир.

«Поможем птицам. Счёт до шести. Число и цифра 6». Занятие по ФЭМП по программе «Мир открытий» Занятие ФЭМП по программе «Мир открытий» на тему: "Поможем птицам". (Счёт до шести. Число и цифра 6) «Детская цель» - помочь птицам. Цель:.

Зима. Время путешествий и открытий.Зима. Время путешествий и открытий. Все привыкли к тому, что путешествовать удобней всего или поздней весной, или летом, или ранней осенью. В это время самые яркие краски.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Окружающий мир для детей дошкольного возраста по программе «Мир открытий»
Опубликовано: 7 марта 2016 в 08:10
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Окружающий мир для детей дошкольного возраста по программе «Мир открытий»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Болдырева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД