Елена Мягкова
Охрана психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Содержание понятия психическое здоровье не исчерпывается медицинскими терминами и психологическими критериями. В нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.
Публикация «Охрана психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении» размещена в разделах
К основным критериям психического здоровья следует отнести : соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении и другие. Определение критериев психического здоровья относится к числу сложных комплексных проблем философии, социологии, психологии, медицины.
Приоритетной областью деятельности педагога на современном этапе является сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Существенные изменения системы образования за последние 10 лет, наличие новой нормативно-правовой базы, а также научные достижения и формирование инновационной практики требуют от педагогов профессионального отбора содержания работы с детьми и грамотного построения процесса их оздоровления.
В условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоничное развитие ребенка невозможно без повышения роли физической культуры в его жизнедеятельности. На занятиях педагоги уточняют, что движение, являясь биологической потребностью человека, служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащают ребенка новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
В оздоровительных целях в общеобразовательном учреждении рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности в объеме не менее двух часов. Например, такой объем двигательной активности слагается из участия дошкольников в комплексе мероприятий для каждой группы: проведения гимнастик перед началом учебных занятий, занятий физкультуры, подвижных играх на прогулке, проведения физкультминуток на занятиях, спортивных соревнованиях и днях здоровья, самостоятельных занятий физкультурой, релаксации.
С этой целью в компонент учебных планов для дошкольников необходимо включать предметы двигательно-активного характера. Перемены между занятиями следует проводить при максимальном использовании свежего воздуха в подвижных играх. При проведении ежедневных прогулок необходимо отводить время на динамическую паузу с организацией двигательно-активных видов деятельности дошкольников на площадке.
Обязательная нагрузка дошкольников определяется органами управления образованием. При этом, она не может превышать предельно допустимую, так как отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% детей. За период пребывания в детском дошкольном учреждении у детей возрастает частота нарушений зрения и осанки, появляются психоневрологические отклонения, нарушается работа органов пищеварения. По данным института возрастной физиологии РАО в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса увеличивается до 60-70%.
Ухудшение здоровья связано в значительной мере с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. Поэтому необходимо внимательно относится к вопросу охраны психического здоровья и выполнению нормативных актов, направленных на здоровье сберегающую организацию учебного процесса.
Применение здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированный подход дают возможность сохранить здоровье дошкольника. В рамках этого подхода необходимо учитывать не только темперамент, индивидуальный стиль деятельности ребенка, но и состояние его здоровья, что часто бывает нелегко осуществить на практике, так как педагоги не всегда владеют информацией о состоянии здоровья своих воспитанников и его влиянии на психику. Одна из задач психолога работающего в общеобразовательном учреждении – это профилактика авторитарного стиля воспитания, который негативно воздействует на здоровье учащихся. Авторитарные средства урегулирования конфликтов, возникающих между педагогами и детьми, приводят к напряженности, страхам, дидактогенному неврозу. Для снижения негативного воздействия на психику и здоровье ребенка необходимо формировать позитивную внутреннюю мотивацию ребенка к обучению, повышать уверенность в своих силах, учитывать эмоциональное состояние ребенка при организации взаимодействия с ним.
Ведение диагностико-коррекционной работы по преодолению различных социально-психологических проблем детей показывает, что на сегодняшний день во многих семьях нарушена гармония детско-родительских отношений. Поэтому необходимо укреплять семью, вовлекать взрослых совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит плодотворное общение. Например, существует программа, получившая профессиональное название «Семейная креативная терапия», состоящая из постоянно расширяющегося цикла проектов. Популярными стали следующие: «Домашний музей», «Земля, на которой мы живем», «Семейное счастье», «Комната для души».
Многие родители испытывают значительные трудности при оформлении медицинской карты, боясь создать сложности ребенку при поступлении в школу, не говоря уже о родителях детей-инвалидов. Очень часто родители, раздраженные постоянной борьбой с низкими доходами или увлеченные безумной погоней за высокими доходами (да мало ли сегодня еще тягот жизни, выбивающих людей из нормальной колеи, сами способствуют ранней невротизации детей и ослаблению их здоровья.
Задача педагога - выработать такой подход, при котором любой ребенок, какие бы осложнения (физические или психические) он не имел, прожил дошкольное детство достойно и двигался дальше по своей линии жизни. Учет в работе описанных выше факторов, влияющих на психическое здоровье детей, в сочетании с указанными методами поможет обеспечить сохранность здоровья в образовательном учреждении.