Багытгуль Буликеева
Ограничения развития информационных технологий в образовании: управленческий аспект
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа»
Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в 2020 г., позволила выявить не только слабые места в развитии отраслей социальной сферы, но и определить точки роста, а именно развитие и внедрение информационных и цифровых технологий в организации образовательных и просветительских услуг, медицинском консультировании. Необходимо отметить, что «информационная технология» – это многогранная категория, под которой понимается метод, процесс, средства, знание, комплекс дисциплин, область практической деятельности [1].
Публикация «Ограничения развития информационных технологий в образовании: управленческий аспект» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Информационные технологии являются неотъемлемым условием эффективного функционирования социальной сферы и экономики РФ.
На современном этапе государственного управления основой социально-экономического развития государства являются инструменты программно-целевого управления : государственные и муниципальные, целевые программы, федеральные и региональные проекты. В рамках исполнения государственной программы «Развитие образования» в РФ реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы (2019 – 2024 годы) [2].
Из 8 целевых показателей Федерального проекта в 2019 г. 4 достигли целевых значений, 1 показатель был перевыполнен на 400 % (связано с предоставлением субсидий субъектам РФ на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях, 1 показатель не был запланирован к реализации в 2019 г., 2 показателя не достигли плановых значений (таблица 1) [3].
Таблица 1 – Целевые показатели Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», не достигшие планового значения в 2019 г.
Показатели
Факт План
2018 г 2019 г 2019 г
Доля образовательных организаций, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/c - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/c - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным Интернет-трафиком, процент 63,6 63,6 65
Доля обучающихся по программам общего образования и среднего профессионального образования, использующих федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для "горизонтального" обучения и неформального образования, в общем числе обучающихся по указанным программам в субъектах Российской Федерации, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, процент 0 1 0
К позитивным моментам в реализации Федерального проекта относится: создание Центра цифровой трансформации образования, 16 центров цифрового образования детей «IT-куб» (общее количество составило 21 с охватом 15 тыс. детей, запуск первой очереди федеральной платформы ЦОС – «Маркетплейс образовательных услуг и сервисов» [4].
При этом необходимо отметить «слабые места» цифровой трансформации образования в РФ – недостаточный уровень материально-технической обеспеченности учащихся образовательных организаций. Например, в субъектах УрФО уровень дифференциации по показателю персональных компьютеров, используемых в образовательных процессах, в разрезе основного и высшего образования варьируется от 1,3 (Ханты-Мансийский АО и Тюменская область) до 5 (Курганская область, а неоднородность распределения соответствует 8, т. е. 1 из 10 школьников в Курганской области имеет компьютер, когда в Ямало-Ненецком округе 8 из 10 школьников (таблица 2).
Таблица 2 – Число персональных компьютеров в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного, среднего профессионального и высшего профессионального образования на 1000 обучающихся в УрФО (2018 г.)
Регион Число персональных компьютеров Разрыв в уровне обеспеченности
Общеобразовательные организации Организации высшего профессионального образования
1 2 3 3/2
Курганская область 99 500 5
Свердловская область 166 339 2
Ханты-Мансийский АО - Югра 205 274 1,3
Ямало-Ненецкий АО 792 1664 2,1
Тюменская область без АО 150 202 1,3
Челябинская область 111 292 2,6
Разрыв в уровне неоднородности в 8 раз в 8,2 раз -
Рассчитано авторами на основе [5]
Государственная политика развития информационных технологий в образовании, несмотря на положительные тенденции в достижении ряда целевых значений федеральных проектов, требует дальнейшей реализации с учетом имеющихся результатов и нивелирования отрицательных факторов внешнего воздействия.
Литература
1. Минькович, Т. В. Информационные технологии : понятийно-терминологический аспект / Т. В. Минькович // Образовательные технологии и общество. – 2012. – Т. 15. - № 2. – С. 371 – 389.
2. Паспорт национального проекта «Образование» (2020) // Сайт Министерства Просвещения РФ https://edu.gov.ru/national-project/ Просмотрено: 22.10.2020.
3. Годовой отчет о ходе реализации пилотной государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2020) // Сайт Министерства Просвещения РФ https://docs.edu.gov.ru/document/b7337c9f45330088d230231809220394/download/2850/ Просмотрено: 22.10.2020.
4. Распоряжение № Р-24 от 1 марта 2019 г. «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» (2019) // Сайт Министерства Просвещения РФ https://docs.edu.gov.ru/document/fd6d47412fcb5d2cfa5f6f9360be78c5 Просмотрено: 22.10.2020.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели (2020) // Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm Просмотрено: 22.10.2020.