Наталия Годиева
Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников
Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Без этого у ребенка могут возникнуть различные проблемы не только в интеллектуальной сфере, но и в эмоционально волевой сфере, в социализации ребенка в целом. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, не замеченные взрослым.
Публикация «Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников,» размещена в разделах
В процессе развития восприятие совершенствуется, и оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью. Если в процессе воспитания ребенок не получает благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что дошкольный возраст - это важный этап в развитии ребенка. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико. Данный возрастной период рассматривается, как критический и сензитивный для совершенствования механизмов зрительного восприятия, развития целостного восприятия сложных изображений и ситуаций. В дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт разнообразных ориентировочных действий, зрительное восприятие становится ведущим.
Содержанием работы по развитию зрительного восприятия является формирование представлений о форме, величине, цвете, целостности предметов и их пространственных отношениях.
Одной из форм воздействия на ребенка является дидактическая игра. Игра - это не только основной вид деятельности дошкольников, но и средство развития.
Поэтому в первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем – игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт, обобщенный в слове, уметь оперировать образами-представлениями, вызванными этим словом.
Восприятие формы.
На основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов
1. Почтовый ящик. Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
2. Найди свою пару. Цель: Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения.
3. Бегите ко мне. Цель: Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее значимым для действия признаком.
4. Магазин. Цель: Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
5. Узнай и запомни. Цель: Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
Восприятие величины.
Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину на основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале.
1. Уложи куклу спать. Цель: Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»)
2. Построй ворота. Цель: Обратить внимание на высоту и ширину предметов, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
3. Улица. Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин.
4. Зоопарк. Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.
5. Найди, где спрятано. Цель: Удерживать в памяти представление о предметах разной величины и находить их по истечении некоторого времени.
Восприятие цвета.
Игры и упражнения строятся так, чтобы ребенок сначала вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только после этого нужно назвать цвет. Сначала даются названия основных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, а также белый и черный, а затем дополнительных цветов и оттенков.
1. Привяжи ленточки к шарикам. Цель: Учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак;
2. Подарим куклам бусы. Цель: Учить выполнять чередование цветов по образцу.
3. Запомни и найди. Цель: Продолжать развивать внимание, запоминание с опорой на представление о цвете.
4. Запомни и назови. Цель: Вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в памяти определенное время; учить сосредоточиваться на цели, которая отсрочена от инструкции.
5. Что бывает такого цвета. Цель: Соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.
Формирование целостного образа предмета.
При проведении игр необходимо придерживаться предлагаемой последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению.
1. Лото. Цель: Учить выбирать парные предметы по образцу.
2. Найди свою половинку. Цель. Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку; уточнять представление о предмете.
3. Чего не хватает.
Цель: Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается; уточнять представление о предметах, о соотношении частей.
4. Лото-вкладки.
Цель: Формировать целостный образ предмета, обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
5. Собери целое.
Цель: Уточнять представления о предметах; учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику.
Восприятие пространства.
Когда мы говорим о пространственном восприятии, мы в первую очередь имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей.
В первую очередь ребенок начинает правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Горизонтальные положения воспринимаются в целом как положение «рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т. е. появляется восприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за» (позади, «перед» (впереди).
1. Петрушки. Цель: Познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом»; вызывать интерес к пространственному положению предмета, делать его значимым.
2. Кто внимательный. Цель: Формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу.
3. Внизу-наверху. Цель: Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.
4. Что нарисовано. Цель: Учить видеть в рисунке реальные отношения предметов, переносить пространственные отношения с плоскостного изображения на объемное; продолжать анализировать плоскостной образец, выделяя форму и величину частей, и их пространственное расположение.
5. Угадай, кто за кем. Цель: Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».