Папки-передвижки

Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе

vinograd inna mail ru
Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,

где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.»

Г. В. Плеханов

Одаренность – это потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Публикация «Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе» размещена в разделах

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

1-й этап – организационный

Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.

Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

Одарённых детей условно делят на 4 группы (по Б. М. Теплову) :

• дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

• дети с высоким уровнем творческих способностей;

• дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;

• дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

2-й этап - этап предварительного поиска

На этом этапе собирается предварительная информация о ребенке, поступающем в 1 класс. Эту работу нужно начинать уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации помогают воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.

За год до поступления в школу несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.

С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.

К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е. П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.

Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

3-й этап - оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организовывается урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. С начала сентября учителя, работающие в классе, комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по математике и окружающему миру, в апреле – школьные.

Новый учебно-методический комплект «Планета знаний» даёт возможность каждому ученику проявить себя в проектной деятельности по любому предмету начиная с 1-го класса. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

4-й этап – заключительный

Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Формы работы с одаренными учащимися :

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• факультативы

• курсы по выбору

• участие в олимпиадах

• занятия в профильных классах

• внеклассные мероприятия и др.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых стандартов.

Портрет одарённого ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

В такой работе предусматривается реализация основных направлений работы

1 Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.

2 Игры на развитие психических процессов. Формирование более высокого уровня развития через систему специальных упражнений. ,

3 Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучение рациональным приемам самостоятельной работы.

4 Развитие речи учащихся средством внеклассного чтения. Развитие активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.

5 Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять

6 Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.

7 Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах

8 Участие в проектно-исследовательской работе. Заложить основы исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, создание проектов.

Вывод:

Если дети – национальное достояние, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Публикации по теме:

Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе» Актуальность: Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. В отечественной педагогике и психологии в последнее время.

Мюзикл как эффективная форма работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одаренных детей. Как известно, приобщение.

Опыт работы по теме: задачи и содержание работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» Оглавление. Введение. Основная аналитическая часть. Заключение. Введение Художественная литература играет особую роль в.

Консультация «Организация системы работы с одаренными детьми» Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных.

Особенности работы воспитателей ДОУ с одаренными детьми и их родителями Детская одаренность – самое прекрасное явление на свете. Взаимодействие с такими детьми весьма трудно, интересно и требует особых знаний.

Перспективное планирование работы с одаренными детьми по образовательной области «Речевое развитие» Перспективное планирование работы с одаренными детьми по образовательной области «Речевое развитие» (группа дошкольного возраста 4 -5.

Опыт работы волонтёрской группы в кадетской школе "Помогая другим, мы помогаем себе". Сейчас много говорится о том, что молодежь стала другая, менее отзывчивая, менее заботливая, менее.

Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша.

Опыт работы «Использование бросового материала для работы с детьми дошкольного возраста. Универсальные пробки»Опыт работы «Использование бросового материала для работы с детьми дошкольного возраста. Универсальные пробки» Работая с детьми в детском саду, стараешься всё время найти что-то интересное для занятий, чем-то удивить. И хорошо бы ещё использовать.

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе В последнее время среди школьников наблюдается угасание интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 20:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем vinograd inna mail ru (УИ 1691655) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД