Травкина Ирина
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние групповой и парной работы
на развитие мотивации в начальной школе
В последнее время среди школьников наблюдается угасание интереса к учебной деятельности, снижение мотивации. А при организации работы в парах и группах идет увлекательная подача учебного материала, и каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются варианты решения, и находятся верные ответы. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
Публикация «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе» размещена в разделах
Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.
Цель воспитательной работы : Создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной школе.
Задачи:
1) Обучать способам организации групп совместного взаимодействия;
2) Учить планировать деятельность во время учебного процесса;
3) Развивать навыки социально - культурного поведения.
4) Формировать адекватную самооценку себя и партнера.
Эрнест Легуве, французский драматург, считал, что «цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самостоятельно, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике. Обучение в группе предусматривает все виды общения и опирается на них. Это и обучение в процессе общения, и общение учащихся друг с другом, и общение учащихся с учителем, это и социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли.
При работе в группах могут возникнуть противоречия, конфликты. Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.
При организации работы в парах и группах каждый ученик предлагает своё мнение, обсуждаются разные варианты решения, идёт обмен мнением детей в процессе учебного диалога. Когда дети объединяются в группы, сотрудничество представляет собой способ работы где есть распределение обязанностей и ответственность за каждого ученика группы. Работа в группе помогает учащимся выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена мнениями. Многие учащихся просто не умеют высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать, свои мысли и размышления, а дают те ответы, которые от них требует педагог. Важно, раскрыть способность учащихся работать в группах, научить их слушать и слышать друг друга, уважать мнение других, развивать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности это саморазвитие и самореализация личности. Я стараюсь подбирать задания на урок разноплановые и разно уровневые, используя ИКТ. По результатам индивидуальной работы дети объединяются в группы. Приступая к работе в группах, мною было доведено до учащихся о распределении ролей в группе, в целях достижения наилучшего результата, но в то же время, выполняя свои обязанности, каждый должен активно участвовать в работе. Слабые прислушиваются к советам сильных учеников. Поэтому каждый становится вовлечен в работу. Я думаю, что это и есть главный плюс групповой и парной работы.
При разработке темы я всегда учитываю степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным.
В каждой группе должен быть лидер, который распределяет задания. В моем классе каждый ребенок знает свою группу, а уже в каждой из групп есть свой лидер, который помогает и стимулирует детей к выполнению задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.
Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой.
После завершения заданий всеми группами организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.
На своих уроках я стараюсь чаще проводить групповые работы, но и про самостоятельные работы тоже не забываю, каждый ребенок на уроке работает по дополнительным карточкам.