Елена Тузова
Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. В отечественной педагогике и психологии в последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребёнка дошкольника из детского сада в школу и связанному с этим понятию готовности ребёнка к школьному обучению.
Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность.
Публикация «Опыт работы „Мотивационная готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.
Рассмотрим взгляды на сущность мотивационной готовности известных психологов и педагогов
Л. И. Божович – «Внутренняя позиция школьника» : наличие познавательного и социальных мотивов
Б. С. Волков, Н. В. Волкова – принятие позиции школьника, отношение к школе, учебной деятельности, к учителям, к себе.
В. Д. Шадриков – сформированность мотивов учения : отношение к школе и учению, отношение ко взрослым,Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова – формирование готовности к принятию внутренней позиции школьника.
Н. В. Нижегородцевау - отношение к детям, отношение к себе.
В. Г. Каменская, С. В. Зверева – сформированность системы иерархически соподчиненных мотивов поведения.
О. В. Солодянкина – наличие желания учиться.
Н. И. Гуткина – Наличие познавательного и социального мотивов
Мотивационная готовность предполагает высокий уровень развития следующих мотивов :
1. Учебный (хочу учиться в школе, чтобы научиться чему- либо, стать другим, потому что мне нравиться учиться);
2. Познавательный (мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.
3. Позиционный (хочу заниматься важным, значимым делом, “как взрослый”, хочу чувствовать себя взрослым).
4. Игровой (хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки.
5. Социальный (учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать себе жизнь, без учения ничего не добьешься).
6. Внешний (для учебного процесса). Их может быть множество, например, “я хожу в школу, потому что там не укладывают спать”, “потому что для нее покупают портфель”,”потому что туда идет Вася”,”потому что там ставят пятерки”,”потому что меня мама заставляет” и т. д.
Для того чтобы изучить уровень мотивационной готовности к школе мною была выбрана методика Л. А. Венгера «Две школы». Участие в тестировании принимали 29 детей подготовительной группы.
По результатам этой методики в начале года внутренняя позиция школьника на должном уровне была сформирована у 69 % детей подготовительной групп.
Исходя из этих результатов, целью моей работы по формированию мотивационной готовности к школе я определила – повысить уровень сформированности у детей внутренней позиции школьника.
Цель работы : повысить уровень сформированности у детей внутренней позиции школьника.
Задачи:
формировать представления детей о школе и её значении;
Стимулировать стремление детей как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе;
Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей;
План мероприятий по мотивационной готовности к школе
Мероприятия Сроки Содержание работы
Чтение художественной литературы (книг о школе) В течение года Чтение и обсуждение историй из школьной жизни с целью расширения представлений о школе, образе жизни школьника В. Орлов «Что написано в тетрадке», В. Драгунский «Главные реки», Л. Чернецкая «Под простором небес», М. Яснов «Подходящий угол», Панфилова М. А. «Лесная школа».
Рисование Сентябрь «Я – первоклассник», «Чем я буду заниматься в школе».
Формирование положительного отношения к школе.
Встреча с будущей учительницей и учениками 4 класса Октябрь Знакомство с учителем.
Показ спектакля «Незнайка в стране Дорожных знаков».
Составление рассказов о школе Ноябрь Составление рассказа по картине Сергеевой «В школе»
Встреча с учениками Задворковской школы Январь Показ спектакля
Экскурсия в Задворковскую школу Февраль Знакомство со школой, классом, в котором будут учиться ребята, правилами поведения Ученика, посещения школы
СРИ «Школа» Март Закрепление знаний, полученных при посещении школы
Встреча с учениками 4 класса Апрель Показ спектакля
Игры на развитие навыков сотрудничества В течение года Игры «Живые прыгалки», «Сиамские близнецы», «Поварята», «Живая картина», «Дракон кусает свой хвост».
Развитие навыков сотрудничества, коммуникативных навыков, чувства принадлежности группе
Встреча с будущей учительницей и учениками 4 класса
Встреча с учениками Задворковской школы
Экскурсия в Задворковскую школу
Дидактические игры, проблемные ситуации
Работа с родителями
Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)
Задачи:
• Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка кшколе.
Домашнее задание «Рассказ родителей о первом дне в школе»
Оформление папки-передвижки «Ваш ребенок – будущий школьник»
Ц. - формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Совместное собрание вместе с будущим учителем «Особенности адаптации детей к школе»
Результат проведенной работы.
В конце года мною было проведено повторное тестирование по методике «Две школы». По результатам этого тестирования отмечается положительный результат в работе по повышению учебной мотивации среди воспитанников подготовительной группы. Процент детей со сформированной внутренней позицией дошкольника возрос от 69% до 93%.
Спсок литературы:
1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сб. науч. трудов. / Редкол. : Н. Н. Педъяков и др. - М, 2005. - 266 с
2. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М. : Педагогика, 2003. - 374 с.
3. Безруких М. М. Как помочь первокласснику хорошо учиться - Тула: ООО Издательство "Родничок", 2003
4. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе : Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М. : Эксмо, 2009. - 464 с.
5. Белова Е. Размышления перед школой : (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 2004 г., - №8, стр. 80-83.