Папки-передвижки

Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе»

Елена Тузова
Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. В отечественной педагогике и психологии в последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребёнка дошкольника из детского сада в школу и связанному с этим понятию готовности ребёнка к школьному обучению.

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность.

Публикация «Опыт работы „Мотивационная готовность детей к школе“» размещена в разделах

Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.

Рассмотрим взгляды на сущность мотивационной готовности известных психологов и педагогов

Л. И. Божович – «Внутренняя позиция школьника» : наличие познавательного и социальных мотивов

Б. С. Волков, Н. В. Волкова – принятие позиции школьника, отношение к школе, учебной деятельности, к учителям, к себе.

В. Д. Шадриков – сформированность мотивов учения : отношение к школе и учению, отношение ко взрослым,Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова – формирование готовности к принятию внутренней позиции школьника.

Н. В. Нижегородцевау - отношение к детям, отношение к себе.

В. Г. Каменская, С. В. Зверева – сформированность системы иерархически соподчиненных мотивов поведения.

О. В. Солодянкина – наличие желания учиться.

Н. И. Гуткина – Наличие познавательного и социального мотивов

Мотивационная готовность предполагает высокий уровень развития следующих мотивов :

1. Учебный (хочу учиться в школе, чтобы научиться чему- либо, стать другим, потому что мне нравиться учиться);

2. Познавательный (мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.

3. Позиционный (хочу заниматься важным, значимым делом, “как взрослый”, хочу чувствовать себя взрослым).

4. Игровой (хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки.

5. Социальный (учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать себе жизнь, без учения ничего не добьешься).

6. Внешний (для учебного процесса). Их может быть множество, например, “я хожу в школу, потому что там не укладывают спать”, “потому что для нее покупают портфель”,”потому что туда идет Вася”,”потому что там ставят пятерки”,”потому что меня мама заставляет” и т. д.

Для того чтобы изучить уровень мотивационной готовности к школе мною была выбрана методика Л. А. Венгера «Две школы». Участие в тестировании принимали 29 детей подготовительной группы.

По результатам этой методики в начале года внутренняя позиция школьника на должном уровне была сформирована у 69 % детей подготовительной групп.

Исходя из этих результатов, целью моей работы по формированию мотивационной готовности к школе я определила – повысить уровень сформированности у детей внутренней позиции школьника.

Цель работы : повысить уровень сформированности у детей внутренней позиции школьника.

Задачи:

формировать представления детей о школе и её значении;

Стимулировать стремление детей как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе;

Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей;

План мероприятий по мотивационной готовности к школе

Мероприятия Сроки Содержание работы

Чтение художественной литературы (книг о школе) В течение года Чтение и обсуждение историй из школьной жизни с целью расширения представлений о школе, образе жизни школьника В. Орлов «Что написано в тетрадке», В. Драгунский «Главные реки», Л. Чернецкая «Под простором небес», М. Яснов «Подходящий угол», Панфилова М. А. «Лесная школа».

Рисование Сентябрь «Я – первоклассник», «Чем я буду заниматься в школе».

Формирование положительного отношения к школе.

Встреча с будущей учительницей и учениками 4 класса Октябрь Знакомство с учителем.

Показ спектакля «Незнайка в стране Дорожных знаков».

Составление рассказов о школе Ноябрь Составление рассказа по картине Сергеевой «В школе»

Встреча с учениками Задворковской школы Январь Показ спектакля

Экскурсия в Задворковскую школу Февраль Знакомство со школой, классом, в котором будут учиться ребята, правилами поведения Ученика, посещения школы

СРИ «Школа» Март Закрепление знаний, полученных при посещении школы

Встреча с учениками 4 класса Апрель Показ спектакля

Игры на развитие навыков сотрудничества В течение года Игры «Живые прыгалки», «Сиамские близнецы», «Поварята», «Живая картина», «Дракон кусает свой хвост».

Развитие навыков сотрудничества, коммуникативных навыков, чувства принадлежности группе

Встреча с будущей учительницей и учениками 4 класса

Встреча с учениками Задворковской школы

Экскурсия в Задворковскую школу

Дидактические игры, проблемные ситуации

Работа с родителями

Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)

Задачи:

• Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.

• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка кшколе.

Домашнее задание «Рассказ родителей о первом дне в школе»

Оформление папки-передвижки «Ваш ребенок – будущий школьник»

Ц. - формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Совместное собрание вместе с будущим учителем «Особенности адаптации детей к школе»

Результат проведенной работы.

В конце года мною было проведено повторное тестирование по методике «Две школы». По результатам этого тестирования отмечается положительный результат в работе по повышению учебной мотивации среди воспитанников подготовительной группы. Процент детей со сформированной внутренней позицией дошкольника возрос от 69% до 93%.

Спсок литературы:

1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сб. науч. трудов. / Редкол. : Н. Н. Педъяков и др. - М, 2005. - 266 с

2. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М. : Педагогика, 2003. - 374 с.

3. Безруких М. М. Как помочь первокласснику хорошо учиться - Тула: ООО Издательство "Родничок", 2003

4. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе : Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М. : Эксмо, 2009. - 464 с.

5. Белова Е. Размышления перед школой : (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 2004 г., - №8, стр. 80-83.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - Познакомить родителей.

Беседа с родителями «Как музыка влияет на готовность детей к школе» Музыкальный руководитель: Бабенко С. А. Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать, писать и считать, то он готов.

Готовность детей к обучению в школе «Готовность детей 6-7 лет к обучению в школе» подготовила Педагог-психолог Полянская О. С. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня.

Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе» Цели: • формирование активной педагогической позиции родителей по отношению к школьной готовности; • вооружение родителей психолого-педагогическими.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе» «Речевая готовность детей к школе» Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Консультация «Мотивационная готовность к школе» Формирование мотивов, побуждающих к учению,- одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Протокол родительского собрания в подготовительной к школе группе «Готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Солнышко» Протокол родительского собрания в подготовительной.

Опыт работы с родителями по подготовке детей к школе Родители и дети на пороге к школе. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе»
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 22:30
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тузова (УИ 968300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД