уд
Психолого-педагогическая среда одаренного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренность.
Под одаренностью в психолго – педагогической литературе понимается более высокая чем у сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие способности.
Понятие одаренность от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В научной литературе, и обыденной речи детей называют «вундеркиндами» (чудо – ребенок). Изучением детской одаренности и разработкой вопросов обучения и воспитания детей до сравнительно недавнего времени занимались очень мало. В соответствии с господствующей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества. Только с демократизацией нашего общества проблема различия вышла из тени и вызывает интерес.
Публикация «Психолого-педагогическая среда одаренного ребенка» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Значимость этой проблемы подтверждается тем, что с 1975 года существует всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по обучению и воспитанию незаурядных детей, организует международные конференции. В развитых странах широко проявляется диагностирование одаренных детей. За рубежом накоплен опыт по разработке особых учебных программ. Они широко применяются на практике. Большое внимание уделяется подготовке педагогов для работы с данной категорией детей. Такой педагог должен суметь найти индивидуальный подход к развитию ребенка.
Министерство образования Российской Федерации в рамках программы «Одаренные дети» активно поддерживает психолого – педагогические исследования в данной области и передовой опыт обучения и воспитания одаренных детей.
Одаренные дети – это дети значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и т. д.).В основе одаренности лежат задатки и способности.
Задатки – атомно – физиологические особенности организма, главным образом центральная нервная система является предпосылками развития способностей.
Способности – индивидуальные особенности личности, являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Талант – (от греч. Talanton) выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой – либо области.
Талант + труд = гениальность.
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при этом существует много черт характерных для большинства одаренных, которые проявляются в поведении, общении и прежде всего в познавательной деятельности.
Рабочая концепция одаренности гласит : одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Известный специалист в области детской одаренности Лейтес выделил три категории детей:
1. Дети с высоким айкью (IQ).
2. Дети достигшие выдающихся успехов в каком – либо виде деятельности.
3. Дети с высокой креативностью.
Другие специалисты в области психологии интеллекта Э. М. Холодная утверждает, что следует выделить шесть категорий таких детей:
1. Сообразительные.
2. Блестящие ученики.
3. Креативные.
4. Компетентные.
5. Талантливые.
6. Умные.
А. И. Савинков выделил следующие типы одаренности :
- дети с опережающим умственным развитием, ярко проявляющиеся способности к обучению, быстрым схватыванием, легким и прочным усвоением материала, безошибочным выполнением заданий;
- дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью, неудобными для учения неожиданными необычными вопросами и замечаниями ищущие свой подход к выполнению заданий применяющие оригинальные способы их решения (творческая одаренность);
- дети с высоким уровнем общего развития одаренности проявляется в обучении различным направлениям;
- дети с признаками специальной умственной одаренности (математика, биология, литература).
Многие известные выдающиеся музыканты, художники, проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Люди, не проявившие себя в детстве достигали результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал многих известных людей долгое время оставался незамеченным. Например, Коперник не только не значился среди одаренных детей, но даже формально не принадлежал к числу ученых астронавтов. Поздно начал свою деятельность Крылов, Энштейн, Эдисон. Есть не мало людей достижения и интеллекты которых долго остаются неузнанными. Американские ученные изучили биографии 400 выдающихся людей. Было обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период обучения в плане приспособления к условиям. Причина в том, что нередко педагоги и родители ценят в детях прилежание, послушание, смелость, независимость действий и суждений.