Галина Барбина
«Мы-исследователи». ОД по познавательному развитию (экспериментирование) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мы исследователи.
Цель: Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы; формировать познавательно-ролевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Расширять представления детей о воздухе (прозрачный, бесцветный, невидимый, о воде и свойствах мыла;
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;
3. Развивать наблюдательность, умение анализировать.
4. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Публикация «„Мы-исследователи“, ОД по познавательному развитию (экспериментирование) в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Материалы: Воздушный шарик, мячик, пластиковые прозрачные стаканы, соломки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, магниты, камушки, деревянные кубики и мелкие предметы, пластиковые игрушки, металлические предметы: ключи, болты, скрепки, воронки, вата, речной песок, таз с водой, разноцветные колпачки для перевоплощения детей в волшебников.
СОДЕРЖАНИЕ О. Д.
Группа украшена воздушными шарами.
Дети заходят в группу под музыку:
«Мы в город изумрудный
Идем дорогой трудной…»
Воспитатель: Ребята, вам понравилась музыка? Узнали из какой она сказки (ответы детей). Правильно! Это очень добрая сказка. А вы хотите побывать в волшебном городе и стать волшебниками? Попасть туда нам поможет Фея! (звучит музыка, появляется Фея).
Фея: Здравствуйте, ребята! Я - добрая Фея! Сегодня я покажу вам свой волшебный город, где выбудете учиться экспериментировать, постигать науку волшебства. А еще сможете всех удивить тем, что вы уже умеете!
Закройте все глаза: «Палочкой волшебной
Я легко взмахну,
Закружу в движении
И в город волшебства
Вас всех перемещу!»
Фея уходит.
Воспитатель: Вот мы и в волшебном городе, Фея исчезла, но оставила для вас разноцветные колпачки. Давайте их наденем и начнем наши уроки волшебства (дети надевают колпачки).
Посмотрите, ребята, что-то здесь написано!
Воспитатель: Так это же правила безопасного обращения с вещами и предметами в волшебной стране! Теперь, когда вы знаете, как правильно себя, можем начинать наши исследования!
• Вот воздушный шарик, но какой-то он маленький, грустный… Как же его развеселить?
Дети: Он просто не надут, надо его надуть!
Воспитатель: (надувает шарик). Вот какой он красивый, веселый стал! А что внутри шарика?
Дети: «Воздух».
Воспитатель: А я ничего не вижу, а вы разве видите?
Дети: «Воздух ведь невидимый, он прозрачный и бесцветный».
Воспитатель: А хотите попробовать поймать и увидеть воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет, в нем что-то есть? (нет, он пустой). Теперь поймайте в пакет воздух и быстро закрутите его! Что произошло с пакетом?
Дети: В нем воздух пакет похож на подушку.
Воспитатель: Раскройте пакет, выпустите их него воздух, что изменилось? Где теперь воздух?
Дети: Пакет опять пустой, а воздух вокруг нас!
Воспитатель: Да, мы с вами смогли поймать воздух и увидели, что он был в пакете и есть вокруг нас!
Ребята, а когда я шарик надувала, откуда я брала воздух?
Дети: Он был у вас внутри.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А ведь внутри каждого из вас тоже есть воздух! Давайте проверим! Подуйте в соломинку, опущенную в воду, тихонечко. что происходит с водой?
Дети: «Появились пузырьки».
Воспитатель: Дуйте сильнее, откуда в воде вдруг появились пузырьки?
Дети: Это мы дули воздух, который у нас внутри!
Воспитатель: Подуйте на ладошку, чувствуете прохладу? Это тоже воздух у Вас внутри!
• Чтобы почувствовать воздух, нужно привести его в движение: помашите листом картона на себя, так можно создать прохладу во время жары!
• А ветер это что?
Дети: Это движется воздух.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
- Давайте теперь проверим: можно живым существам обойтись без воздуха?
- Зажмите нос и рот. Как Вы себя чувствуете без воздуха? (ответы детей).
Воспитатель: А хотите увидеть, как летает мыло? Присаживайтесь за столы и посмотрите на картинку (алгоритм изготовления мыльных пузырей). Мы можем сами приготовить смесь для мыльных пузырей? Расскажите по картинкам, как Вы будете это делать. (Дети по алгоритму готовят смесь, дуют трубочкой в стакан с жидкостью, превращая смесь в пену, рассматривают ее, делают вывод, что пена состоит из множества маленьких пузырьков).
Воспитатель: Теперь подуйте в трубочку и аккуратно качните ею в воздухе! (Звучит музыка из кинофильма «усатый нянь», где смеются дети).
Что это у вас!
Дети: Мыльные пузыри, они летают!
Воспитатель: Вы настоящие волшебники, заставили мыло летать!
- А сейчас поиграем: становитесь в круг, берем мячик, будем рассказывать гостям, какие свойства воды мы знаем: (Игра «Назови свойства воды») передавайте мяч и называйте свойства воды.
Дети: Жидкая, переливается, без запаха, прозрачная, превращается в пар, лед, бесцветная.
Воспитатель: А вода всегда прозрачная? Песок грязь может в нее попасть? (ответы детей). А мы с вами можем очистить воду? Ведь мы же волшебники! (Детям показывают картинку с изображением алгоритма очистки воды с помощью воронки и ваты). (Ответы детей).
- Ребята возьмите на столе предметы, которые вам нужны, чтобы очистить воду и пройдите за столы.
(Дети берут воронку, вату и одноразовую ложечку для размешивания песка в воде, садятся за стол. Песок стоит на столах).
Под руководством воспитателя приводится опыт по очистке воды.
- Что стало с грязной водой, когда перелили ее в воронку с ватой?
Дети: Вода очистилась, а песок остался на вате.
Воспитатель: Да, правильно, вата – это фильтр, вода профильтровалась и стала еще чище!
- Теперь вы точно нигде не пропадете, научились очищать воду!
- А вы знаете, что в волшебном городе есть загадочные камни? (Воспитатель предлагает детям взять по одному магниту). Опыт с магнитами.
- Нам предстоит сложная задача, отделить металлические скрепки от песка, но сначала давайте поднимем скрепку со стола, не касаясь ее руками. Получилось?
Дети: Нам магнит помог! Он волшебный! Скрепка к нему прилипла.
Воспитатель: А из чего сделана скрепка?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Значит, магнит притягивает металл? (ответы детей).
- А теперь отделите магнитом скрепки от песка. Что осталось на магните? (скрепки).
- А что осталось в тарелке? (песок).
- Почему? (скрепки металлические, а магнит притягивает металл).
Воспитатель: Да вы настоящие волшебники! А хотите поиграть с водой? Сейчас проверим, какие предметы будут плавать, а какие опустятся на дно контейнера! (Дети рассматривают предметы и игрушки из разного материала: железа, дерева, пластмасса).
Воспитатель: Попробуйте погрузить эти предметы в воду. Что с ними случилось? Почему металлические предметы утонули? (они тяжелые). А деревянные и пластмассовые, почему плавают?
(они легче воды).
- интересно было играть с водой? Давайте послушаем песню о волшебниках (Звучит песня из сказки «Приключения Маши и Вити»). Дети стоят в кругу, выполняют танцевальные движения и подпевают.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветы выросли в волшебном городе (на доске картина с алыми цветами).
Давайте поиграем. Пальчиковая игра «Цветок».
А у нас есть еще одно чудо! Это бумажные цветы, они называются лотосы. Возьмите по одному цветочку и осторожно положите их на воду, сейчас все увидят, как цветы распустятся!
Дети делают выводы, делятся впечатлениями, прощаются с гостями!