Тамара Новокрещенова
ООД в старшей группе «Мордовский фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида»
Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Мордовская народная сказка «Пугливая мышь»»
Выполнила: Новокрещенова Т. И,
Саранск 2020 г.
Публикация «ООД в старшей группе „Мордовский фольклор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программное содержание: - дать детям представление о фольклоре, как источнике народной мудрости; - учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки и передавать свои впечатления в процессе драматизации; - пополнять лексический словарь детей, подводить детей к пониманию пословиц, их места в речи; - развивать творческие способности детей; - воспитывать любовь к мордовской культуре, к природе мордовского края; - обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие. Методы и приемы: Сюрпризный момент, загадывание загадок, игра на имитацию движений, пальчиковая игра, рассказывание, игра-инсценировка. Материалы и оборудование: сундучок, деревянная кукла Куйгорож, ножницы, листы с готовыми изображениями животных: мышь, крыса, волк, заяц; готовые рукавички, цветные карандаши, клей, запись с голосом Куйгорожа.
Ход ООД: Воспитатель в национальной одежде приглашает детей пройти в мини-музей «Мордовская изба». Звучит мелодия на тему мордовских народных песен. Воспитатель: Шумбрат, ребята! Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Я-бабушка Арина, хранительница мордовских народных сказок, преданий, пословиц и поговорок, всего что называется словом «фольклор». А живут они в моем волшебном сундучке. Показывает сундучок детям. Вот он мой сундучок «бабань парь» (бабушкин сундучок).Но, чтобы его открыть, мы должны с вами произнести волшебные слова: «Ра-ра-ра-начинается игра. Са-са-са-ждут нас с вами чудеса». Дети повторяют хором, громко, тихо. Воспитатель: Сундучок мой открывается, Сказка начинается. Открывает сундучок. Ой, а кто это здесь притаился? Достает из сундучка маленькую деревянную куколку. Звучит запись: «Шумбрат, ребята! Я-Куйгорож, домовой,живу в каждой мордовской избе. Я тоже знаю много мордовских сказок, игр и загадок. Воспитатель: Куйгорож, а какую сказку ты приготовил для ребят сегодня? Куйгорож: Сейчас я загадаю ребятам загадки. Отгадав их правильно, вы узнаете героев этой сказки. А заодно я проверю, какие вы смышленые. Серая малышка Длинный хвостишко, Под полом живет, Корку хлебушка грызет. Дети: Мышь. Куйгорож: Вот она-сестрица мыши, Уплетает зерна риса. Скрипнет дверь, она услышит, В норку юркнет быстро. Дети: Крыса. Куйгорож: На собаку он похож. Что не зуб, то острый нож. Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Дети: Волк. Куйгорож: Прыгун-трусишка, Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета Дети: Заяц. Куйгорож: Молодцы! Порадовали меня смекалкой. Всех героев сказки угадали. Воспитатель: А как называется эта сказка? Куйгорож: «Пугливая мышь». Воспитатель: В моем волшебном сундучке есть такая сказка. Но в ней вам встретится одно незнакомое выражение «Страх глаза застит». Как вы его понимаете? Дети: Закрывает, застилает. Воспитатель: Верно, ребята. А теперь садитесь поудобнее и слушайте. Расскажу я вам сказку старинную, Не очень короткую, но и не длинную, А такую, как от меня и до вас. Воспитатель рассказывает сказку. Куйгорож: А давайте изобразим, как герои сказки бежали по лесу. Физминутка на имитацию движений животных. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы точно подметили характеры героев сказки, их повадки. А вот какие близкие по смыслу слова вы можете подобрать к слову «пугливая»?
Дети: Трусливая, боязливая. Воспитатель: Куда пошла гулять мышка? Дети: В дубовый лес. Воспитатель: Кого из животных встретила она по пути? Дети: Волка, крысу, зайца. Воспитатель: Что упало мышке на голову? Дети: Желудь. Воспитатель: Что мышка сказала лесным зверям? Дети: Она сказала, что упал кусочек неба. Воспитатель: Звери поверили мышке? Дети: Да, они побежали все вместе. Воспитатель: Звери поверили мышке? Дети: Да, они побежали все вместе. Воспитатель: Куда свалились звери? Дети: В большую яму. Воспитатель: Какой смысл у этой сказки? Дети: От страха можно придумать такое, чего нет на самом деле. Воспитатель: Молодцы, порадовали вы нас своими ответами. Куйгорож: Пришло время поиграть, Наши пальчики размять. Пальчиковая игра. Встало солнце ту-ру-ру, (Скрестить ладони с растопыренными пальцами) Рано встало по утру. Пальчики, вы просыпайтесь (Сжимать и разжимать кулачки) И за дело принимайтесь. Надо пальчики размять, Куйгорожу помогать. Куйгорож: Помогите мне, пожалуйста, раскрасить и вырезать героев сказки «Пугливая мышь» для кукольного театра на рукавичке. Все необходимое для работы лежит на столе перед вами. Начинаем с закрашивания, затем вырезаем по контуру, а готовое изображение героя сказки наклеиваем на рукавичку. Дети работают самостоятельно. Готовую рукавичку надевают на руку. Куйгорож: Все герои выходите, Сказку покажите. Дети инсценируют сказку, надев на руку рукавички с изображением героев. Куйгорож: Вы ребята,молодцы. Порадовали меня. Мне пора отправляться в сундучок. Ведь я главный хранитель древностей. До свидания! Воспитатель: Сундучок мой закрывается. Вам понравилась сказка и игры с Куйгорожем? Дети: Да! Воспитатель: Жду вас в гости к новым сказкам из волшебного сундучка. До свидания!