Наталия Ляпина
Конспект ООД в средней группе «Ах, сосульки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать знания о том, как образуются сосульки и чем они опасны для человека.
Образовательные задачи:
- показать и рассказать наглядно, с применением познавательно-исследовательской деятельности, в стихотворной форме об образовании сосулек;
- формировать знания детей о сосульках; учить рассматривать сосульки, сравнивать по внешнему виду, учить описывать свои тактильные ощущения, наблюдения;
- помочь детям понять, почему при изменении температуры сосульки тают;
Темочки:
- познакомить с признаками льда (холодный, хрупкий, гладкий, скользкий, прозрачный, опасный);
- расширять словарный запас детей за счет прилагательных (прозрачный, хрупкий, скользкий); вводить в активный словарь детей антонимы (тонкий – толстый, длинный–короткий, холодный - теплый);
- активизировать словарь детей новыми словами: ледышка, капель, мороз;
-формировать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживать речевое общение, обучать детей умению отгадывать загадки;
-совершенствовать артикуляционную моторику детей;
- учить четко проговаривать слова;
- формировать умение принимать игровую задачу;
-формировать умение коллективного выразительного чтения стихотворения;
- формировать умение лепить предметы в виде конуса, делать «скручивающие» вращения;
- рассказать детям об опасностях, связанных с падением с крыш сосулек (просмотр обучающего мультфильма «Лукоморье» на тему: «Опасные сосульки», а также предостеречь от облизывания и поедания сосулек в целях сохранения здоровья (использование художественного слова).
Развивающие:
- содействовать развитию игровой деятельности;
- развивать общую, крупную и мелкую моторику детей, координацию движений;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность;
- стимулировать проявление любознательности;
- развивать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений через изобразительную деятельность.
- поддерживать стремление научиться что-то сделать, и радостное ощущение возрастающей умелости.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;
- воспитывать любовь к окружающему миру, интерес к сезонным изменениям в природе.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за сосульками на крышах домов, слушание звона падающих капель, слушание аудиозаписи «Звуки капели», заучивание стихотворения «Сосульки», рассматривание картинок и иллюстраций, беседы по теме «Зимние изменения в природе»; разучивание чистоговорок; лепка на занятии сосулек.
Словарные слова: капель, мороз, сосулька, ледышка, хрупкий, прозрачный, гладкий, скользкий.
Материалы и оборудование: короб и сундучок Деда Мороза, письмо с загадкой и иллюстрацией отгадки, сосульки, подносы для сосулек, салфетки для вытирания рук, корзинка для салфеток, столик, тазик, контейнер с сосулькой, домик-беседка, демонстрационные картинки для познавательно-исследовательской деятельности, слепленные детьми сосульки на занятии по лепке, аудиозапись песни «Сосульки-плаксы», леденцы для детей, диск с мультфильмом, одежда и сумка для почтальона.
Ход:
Воспитатель:
Наступили холода.
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал, в берлогу влез.
- Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Ответы детей.)
Воспитатель:
-Правильно, это бывает зимой. А теперь мы потренируем наш язычок. Будем проговаривать слова четко.
Ма-ма-ма – в снова к нам пришла зима.
Да-да-да – не страшны нам холода.
Мы-мы-мы – очень любим зиму мы.
- Ребята, а за что вы любите зиму?
- В какие игры вы любите играть зимой?
- Какой праздник мы отмечали зимой?
- Кто приходил к нам в гости?
- Давайте вспомним, как веселились мы возле елочки?
- Сегодня утром я нашла волшебный короб Деда Мороза. Тот самый, в котором он привозил нам новогодние подарки. Что же случилось? Может быть он его забыл или потерял? Давайте откроем короб и посмотрим, может там для нас подсказка!
( Находим письмо: «Скоро растаю. Помогите, пожалуйста!»)
- Ой, ребята, с Дедушкой беда! Как помочь Деду Морозу не растаять? Посмотрим, посмотрим, что еще лежит в конверте? А я вам загадаю загадку:
Белая морковка зимой растет, а как солнышко пригреет, горько слезы льет.
(Показываю детям картинку-отгадку.)
- Сосать сосульку – вот беда – нам строго воспрещается.
Но почему она тогда сосулькой называется?
- Сосулька похожа на леденец, которой раньше так и называли СОСУЛЬКА. Сосулька – это лед, поэтому ее можно назвать ЛЕДЫШКА.
- Давайте проговорим медленно слово «ледышка».
- Мы на прогулке наблюдали за сосульками. Давайте расскажем, что мы о них знаем.
- Давайте подойдем к столам и встанем удобно.
- Где растут сосульки?
- Возьмите сосульку в руки. Какая сосулька на ощупь?
- А если посмотреть в сосульку, можно что-то увидеть? Значит, она какая?
- Положите сосульки на поднос, и возьмите салфетку. Вытираем руки и кладем салфетки в корзинку.
- Какие сосульки по длине?
- Какая сосулька вверху, а внизу?
- Что происходит с сосулькой в руках? Почему?
- От чего тают сосульки на улице?
- Давайте поиграем в игру «Сосулька».
Вниз головой висит сосулька,
(Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.)
От солнца насморк у нее.
(Трогают себя за нос.)
То от тепла она заплачет,
(Собирают «слезы» в ладонь.)
То платьице ушьет свое.
(Проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину.)
Придет мороз - заледенеет,
(Обнимают себя руками, дрожат.)
Немного за ночь подрастет,
(Руки вытягивают вверх, встают на носочки.)
Окрепнет телом, потолстеет,
(Руки округляют по бокам.)
Тяжелой станет - упадет.
(Приседают.)
(Ставлю маленький столик. Бросаю сосульку в таз.)
- Что произошло с сосулькой? Сосулька – хрупкая. Она разбилась.
- Повторите, пожалуйста, какая сосулька?
- А посмотрите, что стало с сосулькой, которую я принесла рано утром в группу с улицы? Почему она растаяла? Вот сколько интересного мы узнали о сосульке. Она и скользкая, и прозрачная, и хрупкая!
- Я вас приглашаю пройти за мной. Как появляются сосульки, сейчас я вам расскажу.
(На подносе стоит макет домика-беседки. Рядом лежат демонстрационные картинки на коктейльных палочках: снежинка, солнце, мороз, сосулька, слепленная мною на занятии по лепке, для сопровождения по тексту.)
- Белый снег кружится, в воздухе летает,
И на крышу дома падает, ложится.
- Рано утром солнце встало, стало солнце припекать!
И веселые капели звонко капают опять! Кап-кап-кап!
- Наступает вечер, и мороз приходит.
Замерзают капли, превращаясь в лед.
- И висят сосульки, на солнышке сверкая,
А деткам их так хочется язычком лизнуть!
- Мы учили стихотворение «Сосульки», давайте вместе его расскажем!
(Хоровое чтение наизусть стихотворения.)
Снег идет, замерзла речка, но не мерзну я ничуть!
Мне сосульки у крылечка, так и хочется лизнуть.
Ах, сосульки – просто чудо!
Только мама говорит: «Заболеешь ты простудой, в рот сосульки не бери!»
И сосульки не сосу я, мне не хочется болеть!
Поскорей их в дом несу я, у огня сперва согреть!
- Мне кажется, я придумала, как помочь Дедушке Морозу. Надо его охладить нашими сосульками, которые мы начали делать на занятии по лепке. Предлагаю их доделать, и украсить ими наш домик-беседку для Дедушки. А отправим мы его в волшебном коробе. Итак, начнем.
Практическая работа – скручивание сосулек и украшение ими домика-беседки (под песню «Сосульки-плаксы»).
- Все готово! Я думаю, Дедушке понравится! Отнесем и поставим в короб! (Открываю короб и нахожу волшебный сундучок.)
- Ох, и Дед Мороз, волшебник! Ребята, да здесь гостинцы – сладкие леденцы да диск с мультфильмом! Все это для вас, ведь мы ему помогли не растаять!
- Будь здоров, Дедушка Мороз! Мы тебя ждем в гости!
(Раздается стук в дверь.)
Воспитатель:
- Кто же это может быть!
(Входит почтальон.)
Почтальон:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Здравствуйте, почтальон! А нас сегодня для вас есть работа. Помогите нам, пожалуйста, доставить посылку для Деда Мороза по этому адресу.
Почтальон:
- Обязательно доставлю! А вы пока посмотрите мультфильм, где Баба Яга расскажет, чем опасны сосульки, и как можно избежать беды! А мне пора в путь, до свидания!
(Почтальон увозит короб.)
Просмотр мультфильма «Эти опасные сосульки».