Наталья Кулакова
ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в подготовительной к школе группе
«Удивительные свойства магнита»
Цель :
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «ООД в подготовительной к школе группе „Удивительные свойства магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнетизм», «магнетические», «магнитное поле».
2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель. Сегодня я принесла вот такую красивую коробочку, а в ней … перчатка (показывает детям). Но это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. (Опускает руку в коробку, надевает перчатку, спрятав в неё магнит. Магнит лежит в коробке). Посмотрите. (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками. Скрепки, естественно, примагничиваются). Вот так чудо чудное! Перчатка «поймала» все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать?
Дети: (Ответы детей – она волшебная; там магнит; перчатка липкая).
Воспитатель В моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает перчатку, показывает детям магнит). Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный, определяют вес (тяжелый — легкий, цвет…
Вывод: Магнит тяжелый материал, гладкий, темно серого цвета.
Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.
Воспитатель: Я предлагаю вам посетить нашу лабораторию. Сегодня я буду вашим старшим лаборантом- исследователем. А вы будете младшими лаборантами исследователями.
Мы повторим правила работы в лаборатории.
1. Внимательно слушайте инструкции
2. Четко выполнять указания.
3 Нельзя ничего пробовать на вкус;
4. Аккуратно работать с материалами и оборудованием.
5. Будь осторожен с острыми предметами. Не играй с ними.
Опыт №1.
Воспитатель: Приглашаю Вас подойти к столу. (Все опыты воспитатель выполняет вместе с детьми). Ребята, посмотрите, на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?
Дети: (ответы детей)резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». (Дети выполняют задание)
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» (Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба …. – они называются магнетическими).
«А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими)
Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это свойство называется - магнетизмом, а предметы магнетическими.
Вывод: 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм., магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.
Воспитатель:. В нашей лаборатории есть таблица, в которую мы занесем полученные нами результаты. (Зарисовка результатов)
Опыт №2
Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия: Я помещаю магнит под коробку с железными опилками. Что с ними произошло?
Дети: Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит - примагнителись.
Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Так что же притягивает железные предметы?
Дети: Магнитное поле.
Воспитатель: Правильно, ребята, магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки.
Вывод: Второй свойство : у магнита есть магнитное поле.
(зарисовка результатов)
Опыт № 3
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как достать скрепку из стакана не намочив рук? Сейчас мы попробуем это сделать.
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Дети: Да. Может.
Воспитатель: Как вы думаете может ли магнит действовать через бумагу, ткань? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань, картон).
Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду, ткань, бумагу, картон.
(зарисовка результатов)
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физкультминутка
Воспитатель – «магнит». Дети – «предметы из разных материалов». Воспитатель называет материал, из которого сделаны дети. В зависимости от этого дети или «притягиваются», или «отталкиваются».
ОПЫТ №4
Воспитатель: Продолжаем наши исследования. Опыт: «взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
Вывод: у магнита два полюса.
(зарисовка результата)
Задачка на сообразительность.
А теперь внимание! Вот какой интересный случай произошё л с Незнайкой: как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу реки, он по рассеянности потерял в песке ключи от своего домика. Как же их найти, посоветуйте Незнайке?
Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, можно магнитом провести над песком, ключи железные и притянутся.
Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь сами достаньте предметы, спрятанные в песке. Приступайте.
(Работа в командах)
Опыт №5 «Магнит превращает металл в себя».
Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?
Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.
Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время). Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты.
ОПЫТ №6 «Электромагнит своими руками».
Воспитатель: А ещё магниты можно сделать с помощью электричества.
Воспитатель: А что может заменить электрические провода для разных электроприборов?
Дети: Батарейки.
Воспитатель: Верно. Вот сейчас с помощью батарейки, гвоздя и провода изобретём магнит. Я обматываю гвоздь проводом так, чтобы витки провода располагались плотно друг к другу. Концы провода присоединяю к батарейке.
Готовый электромагнит проверяется на скрепках.
Воспитатель: Если приборы работают от электричества, то как их называют?
Дети: Электрические приборы?
Воспитатель: А как можно назвать наш магнит, который тоже работает благодаря электричеству.
Дети: Электрический магнит.
Воспитатель: Да. Мы наш электромагнит сделали своими руками, значит, мы его должны отнести к природным магнитам или к искусственным?
Дети: К искусственным магнитам.
Вывод: магниты бывают природные, постоянные, и электромагниты.
Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).
А вашим домашним заданием будет узнать где еще используется магнит и какую пользу приносит? – Как и где найти нужную информацию.
Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).
Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились с опорой на схему.
Дети: 1. Магниты воздействуют на предметы из железа.
2. У магнита есть магнитное поле.
3. Магнит может действовать через предметы или вещества.
4. У магнита два полюса.
5. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Дорогие лаборанты- исследователи, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и если сегодня наша научная работа Вам понравилась, то возьмите красный магнитик и прикрепите его к доске, если было сложно вам работать то возьмите синий магнитик.