Стволова Наталья Юрьевна
«О традициях русского народа». Конспект ООД в образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в образовательной области «Речевое развитие» по теме: «О традициях русского народа»
Цель:Создание условий для формирования устной речи и навыков речевого общения.
Задачи:
Образовательные :
- Дать детям знания, почему Русь называли деревянной; расширять и углублять представления о быте наших предков.
Публикация «„О традициях русского народа“, Конспект ООД в образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Формировать представление о гостеприимстве, как о традиции русского народа. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
- Продолжать учить детей активно использовать речевые навыки общения;
- Проводить работу над уточнением значений близких по смыслу слов (сруб, срубали);
Развивающие :
-Развивать любознательность, познавательный интерес, речевую активность.
-Формировать умение строить правильно своивысказывания (в том числе из личного опыта).
Воспитательные:
-Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.
-Воспитывать любовь к родному языку.
-Формировать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Словарная работа:изба, сруб, светлица, ухват,чугунок,рушник,половик.
Интеграция образовательных областей :
-речевое развитие-активизировать речевую деятельность;
-познавательноеразвитие-расширять представления о явлениях окружающего мира;
-художественно-эстетическое развитие- формирование эстетических чувств;
-социально-коммуникативное развитие- формирование навыка коллективного взаимодействия
-физическое развитие-профилактика переутомления.
Методы и приё мы:
-беседа, обсуждение;
- игровое упражнение;
-дидактическая игра;
-музыкальное сопровождение;прослушивание;
-сюрпризный момент, поощрение;
-индивидуальная помощь;
-напоминания, подсказки.
Организационный момент
Цель:Привлечение внимания детей, создание позитивного настроения.
Задачи:1. Активизировать мыслительную деятельность детей.
2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.
Методы и приё мы:музыкальное сопровождение, прослушивание, вопрос, обсуждение.
Дети: -Здравствуйте! Воспитатель:- Ребята, посмотрите на меня, как я сегодня принарядилась! Платок расписной надела! Такие платки раньше носили русские хозяюшки. И это неспроста, сегодня хотелось бы мне поговорить с вами о том, как жилось в старинные времена на Руси-матушке, о русском гостеприимстве.
-И поздороваюсь с вами, как в старину приветствовали гостей.
Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай бог тому, кто в нашем дому – дорогим гостям, милым детушкам, чтоб хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице.
- Вот такими красивыми словами в далёкие времена на Руси встречали гостей.
Основная часть
Цель:Создание условий для формирования устной речи и навыков речевого общения.
Задачи:
-Дать детям знания, почему Русь называли деревянной; расширять и углублять представления о быте наших предков.
-Формировать представление о гостеприимстве, как о традиции русского народа. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
-Продолжать учить детей активно использовать речевые навыки общения;
Методы и приё мы:беседа, обсуждение; игровое упражнение; дидактическая игра; музыкальное сопровождение; напоминания, подсказки, пальчиковая игра.
Ксения: - Их называют гостеприимными.
Макар П. : -Гостеприимство - это когда приходят гости, а мы их принимаем.
Лера: Гостеприимство – это когда очень хорошо, с добром принимают гостей.
Тимофей: - Традиция - это когда из года в год встречают какие-то праздники.
Данил:- У нас в семье отмечают дни рождения.
Нуриза: - И у нас отмечают дни рождения, новый год, пасху
Даша: Масленица, Рождество, Пасха.
Ответы детей.
Дети: - От водички, от водицы
Всё улыбками искрится.
От водички, от водицы
Веселей цветам и птицам.
Дети умываются, солнцу улыбаются.
1. Беседа «О гостеприимстве»
Цель:Формировать представление о гостеприимстве, как о традиции русского народа. Продолжать работу над смысловой стороной слова.
- Ребята,как называют людей, которые так приветливо принимают гостей?
- Как вы понимаете слово “гостеприимство”?
Гостеприимство – это старинная традиция русского народа. У каждого народа есть свои традиции.
-Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
-Традиция – это не русское слово, оно пришло к нам с латинского языка. И слово традиция обозначает передача чего-то из одного поколения к другому.
-Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Дни рождения, проводы в армию и т. д.)
- А еще есть народные традиции, связанные с празднованием таких событий, как проводы зимы, встречи весны и т. д.
- Какие традиционные русские праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха)
- Да, ребята. Русский народ любит проводить эти традиционные праздники, и поэтому ходят друг к другу в гости. Русские люди очень дружелюбные и гостеприимные.
- Ребята, об этом народ сочинил много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве? И как вы их понимаете?
2. Речевое упр. «Народные пословицы»
Цель:Учить понимать и объяснять смысл народных пословиц.
Гость доволен – хозяин рад.
Для доброго гостя и ворота настежь.
Много гостей – много новостей.
Гостю щей не жалей – погуще налей.
Делай добро и жди добра.
Как аукнется, так и откликнется.
- Как вы понимаете пословицу: «Как аукнется, так и откликнется», какое отношение она имеет к гостеприимству?
- Какая русская народная сказка больше всего по смыслу подходит к этой пословице? («Лиса и журавль»)
- А как вы думаете, чем можно заниматься в гостях?
- А малым ребятам?
3. Физ. минутка «Едим на лошадке»
Цель:Профилактика переутомления.
- Предлагаю поиграть в игру «Едим на лошадке». В такую игру любили играть ребята в стародавние времена. Становитесь в круг, друг за другом, запрягайте лошадей…
Еду, еду на лошадке
Цок, цок, цок.
На лошадке, в красной шапке
Цок, цок, цок.
По ровной дорожке
Цок, цок, цок.
На одной только ножке
Цок, цок, цок.
По кочкам, по кочкам
Цок, цок, цок.
Т-ру-ру-ру (останавливаем лошадку)
- Ой, ребята, что мы видим перед собой? Колодец! Какой глубокий, и вода такая прохладная. Давайте освежимся водичкой, но прежде расскажем потешку водице…
Воспитатель опрыскивает детей водичкой…
- А недалеко дом какой красивый прячется!
- Из чего он сделан? (из дерева)
- Значит какой он? (деревянный)
- А раньше Русь вообще называли деревянной. Как вы думаете, почему? (Не было новых технологий и люди строили всё из дерева)
В Алтайском крае, в городе Барнауле сохранились такие дома…
(Показ слайдов)
- Вы знаете, как называется такой деревянный дом? (Изба, сруб- деревья срубали).
- А вы хотите узнать, как строили дом?
4. Упр. «Строим дом»
Цель:
1. Рубим- срубили брёвна;
2. Теперь берём рубанок- стругаем брёвна (снимаем стружку)
3. Строим стены;
4. Белим стены;
5. Стелим полы, забиваем доски.
Вот наш дом и готов!
- Итак, кто запомнил что мы с вами делали, как строили дом, по порядку?
- А вот перед нами светлица (Это парадная комната в доме)
- Вот мы и пришли, мои ладушки, милости просим, гости дорогие. Сядем рядком, да поговорим ладком.
- Посмотрите, как хорошо в избе- светло, уютно, чисто. И сейчас расскажу про то, как люди жили-поживали на Руси-матушке, про их житьё-бытьё.
- Ребята, посмотрите, что вам уже здесь известно, из того что видите? (печка русская, самовар, стол, скамейка, ухват, чугунок- в нём варили щи, да кашу; рушник, половик).
- Русская печь- самое главное в избе (согревала дом, готовили пищу, на печи сушили грибы, ягоды; а если дождик- на печи сушили одежду; на печи можно было спать).
- Весь быт был завязан вокруг печи. И в старину про печь говорили так:
-Ой ты, печка сударыня,
Помоги нам,барыня,
Освети, полечи, и спаси,
В дом богатство принеси!
- А в каких русских народных сказках встречается у нас печка?
(«По щучьему велению», «Колобок», «Гуси-лебеди»)
- А сейчас давайте вспомним и проговорим чистоговорки. Я начну, а вы закончите:
- Шок, шок, шок,
Испекла я пирожок.
-Чи-чи- чи,
Уж баранки на печи.
-Ки-ки- ки,
Испекли мы крендельки.
- Пироги, баранки, крендельки- всё это было излюбленным угощением, особенно для малых ребят. Когда хозяюшка лепила из теста эти угощения, то и малые ребята ей помогали, так они учились этому ремеслу. Я вам предлагаю сегодня побыть в роли хозяюшки и слепить аппетитные крендельки. Но для начала вспомним как хозяюшка замешивала тесто.
5. Физ. минутка «Замесим тесто»
Цель: Профилактика переутомления.
- Ой, ладушки- ладушки.
Мы печём оладушки (хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно (имитируют помешивание теста по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол (присели)
Тесто убежало
Начинай сначала. (лёгкий бег на месте)
- Присаживайтесь, ребята (осанка, посадка, мы будем лепить крендельки из солёного теста. Посмотрите внимательно как выглядят крендельки.
Заключительная часть
Цель:Подведение итогов совместной образовательной деятельности.
Задачи:
1. Формировать уважительное отношение друг к другу.
2. Желание говорить о своих предпочтениях, интересах.
Методы и приё мы:беседа, сюрпризный момент
- У нас с вами, ребята, получилось путешествие в старину, мы с вами посмотрели как жилось людям на Руси-матушке.
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
- Вот что я хочу вам сказать:
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела.
Далеко ушла РОССИЯ,
От страны какой была.
Умный, сильный народ!
Но приданье старины
Забывать мы не должны!