Людмила Кирина
ООД «В гостях у Архимеда»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у Архимеда
Цели: формирование развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление причинно – следственной зависимости природных явлений.
Материалы: Воздушный шарик; на веревочке - приглашение в гости, от Архимеда стеклянные банки две (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из бумаги; аквариум с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянная ложка; камешек; два зеркала; два апельсина.
Публикация «ООД „В гостях у Архимеда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Образовательные задачи: Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности ; упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания; создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
Развивающие задачи: Развивать поисково – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности,желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.
Ход
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне посмотрите, чей портрет у меня (Архимед) Давным – давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята,а вы знаете кто такой Архимед?
Дети: Жил в Древнем мире,
• жил в Греции;
• он математик;
• это ученый;
• он делал опыты, много знал.
Воспитатель: Правильно! Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей. Он прислал нам письмо. Как вы думаете как мы можем получить письмо из прошлого? (надписи на скалах, в книгах, в бутылках). А к нам оно прилетело в воздушном шарике.
В группу влетает воздушный шар, на веревочке - письмо.
Воспитатель распечатывает письмо и пытается его прочитать.
Воспитатель: Ребята, я ничего здесь не вижу. Может быть, вы сможете прочитать?
Дети пытаются понять, что же там написано.
Воспитатель: Что же делать? Как нам прочитать инструкцию? Ответы детей.
Может быть, нам поискать в какой-нибудь книге? Ответы детей. А что же это за книга должна быть? Ответы детей.
Сейчас мы посмотрим в моей сумке, может быть там мы найдем нужную книгу, в которой будет ответ.
Воспитатель ищет в сумке книгу и достает «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедию». Дети делают вывод о том, что им необходима книга «Юный исследователь». Они начинают её листать и находят в книге «Юный исследователь» вложенную страницу, где показано, как и из чего надо сделать раствор для проявления текста (на листе бумаги нарисован стакан, наполненный наполовину водой, шприц и йод)
Воспитатель: В какой книге мы нашли инструкцию? (Книга «Юный исследователь») Сегодня мы сами превратимся в исследователей. Вы знаете кто это такие? Ответы детей. Наша группа сегодня будет лабораторией, где мы будем проводить наши исследования. Но прежде чем приступим к работе, давайте наденем передники, чтобы не испачкаться и вспомним правила поведения в лаборатории.
Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.
Воспитатель: Вот теперь мы готовы приступить к работе. Приступаем к приготовлению проявляющего раствора? Посмотрите в инструкцию, что нам понадобится? Дети смотрят инструкцию по приготовлению раствора.
Дети: Нам нужна вода, йод и шприц. Надо смешать воду и йод для получения нужного раствора.
Воспитатель: Что такое раствор? Ответы детей.
Конечно же в моей сумке найдется йод и шприц. Вы пользуетесь йодом? Ответы детей.
Воспитатель достает йод и шприц. Дети делают раствор согласно инструкции.
Воспитатель: Теперь посмотрим, что у нас получилось? Давайте я попробую проявить текст.
Воспитатель проявляет записку.
Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте – ка прочитаем его послание.
Вот что написано в письме: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в страну Архимеда, а для того чтобы попасть туда, вам нужно разгадать мои секреты. А разгадать их можно через опыты, эксперименты».
Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно отгадать загадку.
Загадка:
В кармане моем —
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг. (Компас)
Воспитатель: Молодцы! Вот наш компас. С помощью компаса всегда можно определить стороны горизонта. Стрелка компаса всегда показывает на север. Мы теперь не заблудимся в пути.
1. Опыт (демонстрационный).Отгадайте секрет яйца – попрыгунчика.
На столе пустые стеклянные банки – две пол – литровые. На блюдце рядом – два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.
• В первую банку налить воды и опустить яйцо – оно утонет.
• Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности.
Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца – попрыгунчика.
Дети делают вывод: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Ответы детей: Когда ездили отдыхать на море, вода в море соленная и плавать в такой воде легче.
2. Опыт (демонстрационный) «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон скотч. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без вреда для него.
3. Опыт. «Куда делись чернила?» Превращения. (делают дети)
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
Воспитатель: Секреты Архимеда мы разгадали. Чего нам не хватает для дальнейшего путешествия? На чём можно путешествовать?
Дети: На корабле.
Воспитатель: А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
4. Опыт «Тонет – не тонет». На столе стоит таз с водой. Дети опускают предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.
Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одинаково ли держатся на воде?
А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет
Ответы детей и подведение итога: вода выталкивает более легкие предметы.
Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.
5. Опыт «Тонет – не тонет». Демонстрационный.
Приготовлены две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).
Исследование: опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно. Зато лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.
Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.
Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.
Отправляемся в путешествие (Звучит песня Ю. Антонова «Море, море…»)
Воспитатель: Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть:
Игра – викторина: Дети отвечают на вопросы
1. Может ли вода быть твердой? (да)
2. Умеет ли ветер работать? (да)
3. Вода иметь цвет, запах, вкус? (нет)
Воспитатель: Поиграли, отдохнули? Молодцы! Стоп! Прибыли.
(На компьютере появляется Архимед) .
Архимед : Здравствуйте, ребята! Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А ещё запомните старую китайскую пословицу, послушайте:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!
Желаю, вам всем удачи, до свидания!
Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Архимедом! А сейчас закроем глаза, и покружимся.
И мы снова оказались в свой группе детского сада.
(Подводится итог занятия)