Наталья Лопаткина
ООД с элементами экспериментирования «Тайны снега и льда» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с качествами и свойствами льда.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах снега и льда;
- учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
- упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом.
Развивающие:
Публикация «ООД с элементами экспериментирования „Тайны снега и льда“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- развивать мышление, память, умение выслушать товарища, не перебивая.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность;
- воспитывать внимание, сосредоточенность.
Оборудование и материалы: снег, лед, железная кружка, молоток, полиэтиленовый пакет, деревянная доска, тарелочки
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом, льдом; рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.
Ход работы:
- Хочу загадать вам загадки: Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зима)
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лед)
Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)
- Как думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)
Как настоящие ученые мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Ученые – исследователи проводят опыты и делают научные открытия.
Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда.
- Как вы думаете, что произойдет со снегом и льдом, если занести их в группу? (ответы)
- Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.
- Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы.
Опыт «Что быстрее растает?»
( Оборудование и материалы: тарелочки, снег, лед)
У каждой группы на столе – рыхлый снег, комок снега, лед.
-Куда лучше поставить тарелочки, чтобы опыт пошел быстрее? ( Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи).
Опыт «Определение тяжести»
( Оборудование: емкости с водой, бумажные салфетки на столах)
- Давайте определим время: 3 минуты (Выставить песочные часы).
Пока время идет, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лед?
Ваша задача опустить в одну чашку с водой рыхлый снег, во вторую чашку с водой опустить спрессованный комок, а в третью – лед.
Вывод:
- Рыхлый снег сразу растворился, он очень легкий.
- Снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
- Лед не тонет, он еще тяжелее.
- Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лед – это вода. Лед плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Опыт «Делаем мороз -30 градусов без холодильника».
Нам понадобятся:
Железная кружка, кубики льда, соль, полиэтиленовый пакет, молоток, деревянная доска.
Ход эксперимента:
Для этого надо положить в полиэтиленовый пакет кубики льда и с помощью молотка разбить их в «кашу». Затем нужно выложить колотый лед в железную кружку, налить на деревянную доску небольшую лужицу воды и поставить кружку в нее. А потом насыпать в кружку 2 ст. л. соли и перемешать соль со льдом. Прихваткой взять кружку, так как она остыла до-30 градусов Цельсия. Дальше надо подождать 2-3 минуты. А после этого попробовать поднять кружку с доски. Это сделать невозможно – она накрепко примерзла. Примерзла настолько, что кружка поднимается вместе с доской. И так держаться она будет около получаса до тех пор, пока кружка не начнет оттаивать.
Опыт «Рыбалка на нитку».
Нам понадобятся:
Нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
Ход эксперимента:
Отпустим лед в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпаем немного соли на лед и подождем 2 – 3 минуты. Возьмем за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.
Вывод: соль попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. В течении 2 – 3 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
Итог: - Вот и закончились наши исследования. Мы все дружно провели большую работу, подведем итог.
Общие свойства снега и льда :
-холодные на ощупь;
- сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду.