Скоробогатова Нина
Конспект ООД «Путешествие в Древнюю Русь» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
ООД "Путешествие в Древнюю Русь" с детьми подготовительной к школе группе.
Цель:
Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.
Задачи:
Воспитывающие:
- Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей:.
- Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.
-Воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа.
Обучающие:
Публикация «Конспект ООД „Путешествие в Древнюю Русь“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.
-Знакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, материалом, из которого она строится.
-Дать представление о предметах быта, их назначении: печь, лавка, люлька, ухват, ручник.
-Знакомить с назначением и элементами вышивки.
- Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
Развивающие:
-Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: изба, лавка, печь, люлька, сундук, ухват, ручник, оберег, славяне, словены.
-Развивать творческое воображение, образность речи.
- Продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках, задушевно и напевно петь народные песни.
Методы:
-словесный
-демонстрационный
-практический
Методическое обеспечение:
А. А. Вахрушев “Здравствуй, мир!”.
О. Князева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
О. А. Ботякова “Российский этнографический музей – детям”.
Н. Б. Кутьина “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой”.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: макет «Изба славянской семьи»; «Деревенское подворье»;кукла Дуняша в национальном костюме; клубочек ниток; презинтация “Быт и нравы восточных славян”; аудиозаписи русских народных песен; магнитная доска.
Раздаточный: дидактическая игра «из прошлого в будущее»; заготовки узоров для аппликации “Укрась одежду”, клей, кисти (на каждого ребенка);; элементы национальных костюмов восточных славян (мальчикам – рубахи, девочкам – сарафаны).
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель:
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
- Так ребята раньше приветствовали друг друга.
- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
Дети:
- По обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
- Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.
В о с п и т а т е л ь.
Как называется страна, в которой мы живем?
Дети:-Россия (слайд1)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?
Д е т и: Русь, Русь деревянная. (слайды2,3)
В о с п и т а т е л ь: Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Предлагаю вам отправиться в путешествие.
Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо надеть элементы национальных костюмов: мальчики – рубахи, девочки – сарафаны и повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?
Д е т и: Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.
В о с п и т а т е л ь:Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. Дорогу к дому наших далеких предков-славян укажет нам путеводный клубочек.
(клубок, кочки, елки перепрыгивают ручеек)
Основная:
Воспитатель:Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? (слайд5)
Д е т и. Славяне похоже на слово “слава”.
В о с п и т а т е л ь. А это значит, что славяне – это славный народ. А еще называли они себя» словенами».
В о с п и т а т е л ь: Ребята, посмотрите, куда клубочек нас привел! Что это?
Д е т и: Дом славянина
В о с п и т а т е л ь: Послушайте, дети, кто-то нас зовет!
Д у н я ш а (педагог от имени куклы) : Милости просим, гости пожалуйте.
Д е т и: Хозяюшка, помогай вам Бог. «Хлеб да соль.»
Д у н я ш а: А откуда вы сами-то будете, гости дорогие?
Д е т и: Из детского сада.
В о с п и т а т е л ь: Хозяюшка, ребятам очень интересно, как жили славяне на Руси, ты нам поможешь узнать.
Д у н я ш а: Проходите, проходите, как живем мы посмотрите.
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, дети, что это за постройка?
Д е т и. Это дом наших далеких предков-славян. (слайд6)
В о с п и т а т е л ь. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. “Семья сильна, когда крыша одна”, – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки.
Посмотрите, из чего строили жилище (слайд7)
Д е т и. Из дерева, бревен.
В о с п и т а т е л ь. Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?
Д е т и. Крестьянский дом, срубленный из бревен, назывался избой.
В о с п и т а т е л ь. Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.
Д е т и. Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька и др. (слайды 8,9,10)
В о с п и т а т е л ь. Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. Как вы думаете, а где это все наши предки брали?
Д е т и. Делали своими руками.
В о с п и т а т е л ь. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Мебель (столы, лавки, сундуки, люльки) делалась тщательно, с любовью. (слайды11,12)
Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки (слайд13)
Д е т и. Кресло, диван, стул. Комод, шкаф. Коляска, кроватка.
Д/игра «Из прошлого в настоящее»
В о с п и т а т е л ь. Что еще вы видите в избе?
Д е т и. Печь. (сайд14)
В о с п и т а т е л ь. Напротив входа всегда ставилась печь. Войдя в избу на неё сразу обратишь внимание, она занимала почти пол-избы.
«Без печи хата – не хата.»
Для чего нашим предкам нужна была печь?
Д е т и. Обогревали жилище, готовили еду.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, ребята, печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. В народе печь называли “кормилицей”, “матушкой”. В печке было жарко и горшок руками взять нельзя.
Д е т и. Ухват. (слайд15)
В о с п и т а т е л ь. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами.
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такая печь дожила до наших дней?
В о с п и т а т е л ь. Что еще интересного вы увидели, чего не встречаете в обычной жизни?
Д е т и. Украшение на стене и в одежде Дуняши. (слайд16)
В о с п и т а т е л ь. Одежда славян была разнообразной и красивой, у мужчин – рубаха - косоворотка и порты и сшиты из льна, а девица –носили длинные платья, а поверх одевали льняную юбку, а на голове у девиц были кокошники- украшенные вышитыми узорами, бисером и бусинками. ноги одевали лапти. (слайд17,18,19,20,21)
В о с п и т а т е л ь. Дети, я заметила, что одежда украшена узорами, как вы думаете, для чего славяне это делали (слайд 22)
Д е т и. Для красоты.
В о с п и т а т е л ь. Узору, которым украшали одежду, придавали значение не только, как украшению, но и как оберегу. Что значит слово “оберег”?
Д е т и. Оберегает, оберегать.
В о с п и т а т е л ь. Славяне верили, что обереги защищали их от болезней, пожара и прочих несчастий.
Д у н я ш а. Люди добрые, коль желаете, и вас научу украшать одежду. Начала я украшать одежду, да не закончила, работы много по дому.
Д е т и. Желаем.
Физминутка:
Шел старик дорогою, дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается, бодается, бодается
А старик ругается, ругается, ругается.
В о с п и т а т е л ь. Пройдите за столы. Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали одежду. На что похожи узоры?
Д е т и. На солнышко, цветочки, листочки, ручейки, веточки.
В о с п и т а т е л ь. Вы правы, позаимствовали узоры наши предки-славяне у природы. На что еще в узоре вы обратили внимание?
Д е т и. Мелкие и крупные узоры чередуются.
На ваших столах лежат различная одежда у –мальчиков – косоворотки, а у девочек - платья, которые Дуняша не успела украсить.
Подберите узоры так, как она начала это делать “Укрась одежду”.
(Готовые работы вывешиваются на магнитную доску.)
В о с п и т а т е л ь. Посмотри, как ребята постарались украсить одежду.
Д у н я ш а (педагог от имени куклы).
«Руки да душа – горница хороша.»
В о с п и т а т е л ь. Ребята, что это Дуняша нам сказала?
Д е т и. Похвалила, поблагодарила.
В о с п и т а т е л ь. Она отметила, что вы аккуратно и старательно работали, в такой одежде и не стыдно на ярмарку и гулянье сходить.
Д у н я ш а. «Делу время – потехе час.»
Славно вы потрудились, гости дорогие, пора и отдохнуть. Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Приглашаю вас на праздник. (слайды 23,24,25)
Д е т и. Вот и праздник у ворот, приглашаю в хоровод
(проводится игра «Ручеёк»)
Д у н я ш а. Ребята, вы так меня развеселили!
В о с п и т а т е л ь. Погостили мы с вами у Дуняши, но как говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!” Пора нам в обратный путь собираться.
Д е т и. Благодарствуем на хлебе-соли.
Д у н я ш а. «Хлеб да соль вам.» В долгий век и добрый час. Путь вам чистый.
Д е т и. Счастливо, Дуняша, оставаться.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, а теперь в какую сторону нужно повернуть стрелки часов, чтобы вернуться обратно в детский сад?
Д е т и. Вперед.
В о с п и т а т е л ь. Почему вы так считаете?
Д е т и. Будем возвращаться в будущее.
Обобщающая часть:
Воспитатель: Что-то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как называли славяне свои дома? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали ручники? Чем вынимали из печки чугунок? Что это за предмет, для чего он нужен)
Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.)
Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Я очень рада, что вам понравилось путешествие.