анастасия аверкиева
Конспект ООД «В гостях у дымковских игрушек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по теме «В гостях у дымковских игрушек»
Цель: воспитание трудолюбия через формирование технологических и изобразительных умений, овладение способами и приемами лепки по заданной теме.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД „В гостях у дымковских игрушек“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Расширять представление о народной игрушке. Закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
Развивающие:
Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Формировать умение работать с глиной. Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; силуэты дымковских игрушек из картона, бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т. д. ; таблицы с изображением элементов дымковской росписи. Панно «Зима»; технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение: музыкальный центр, диски с записью русских народных песен: «Ой, мороз, мороз «, «Барыня».
Для каждого ребенка: нарукавники, глина, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах, посещение выставок народной игрушки, декоративно–прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Оформление помещения:
В изостудии (или музыкальном зале) – декорация с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идет дымок. Декорация закрыта занавесом.
На полу лежит ковер. У ковра – столик для настольного представления.
Музыкальное сопровождение обеспечивается с помощью фонограммы.
Ход ООД
1. Организационно-мотивационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.
Сюрпризный момент:
Сорока–белобока по лесу летала,
По веткам скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо.)
От кого оно? (Открывает конверт и читает)
«Здравствуйте, ребятки, –
Настенки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети.
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Подпись: Игрушки из села Дымково».
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
– Так давайте полетим. На чем летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)
Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром–самолетом. На нем мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковер).
– Все готовы? Ковер взлетает:
Раз–два–три–четыре–пять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию).
2. Основной этап.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Вот глиняный шарик – прадедушка всех игрушек. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом–посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник – ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника. И всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки : крестьяне – мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье. Оттого, наверное, и назвали вятскую слободку «Дымково».
А ну-ка, посмотрим, кто здесь живет.
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!
Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. (Водить кукол может педагог, а говорить за кукол могут дети).
Воспитатель:
За студеною водицей
Собирается девица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра полные несет.
Эта, гляньте, деток нянчит.
Вокруг этой песик скачет.
Эта замуж собралась –
Свадьба, видно, удалась!
Барыни:
Наряжаться нравится
Модницам – красавицам.
В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.
Всадник:
Еду с ярмарки домой,
К своей женке молодой!
Птицы:
Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Лапки, клювы, оперенье –
Просто чудо, загляденье!
Музыкально–пантомимическая игра (динамическая пауза).
Воспитатель: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щеки.
Дидактическая игра «Украсим игрушки узором».
Воспитатель:
Повернитесь, покружитесь,
Низко – низко поклонитесь!
Ждет нас новая игра.
Составлять узор пора!
Педагог достает крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами – кругами, кольцами и точками. Педагог уточняет, какие элементы используются для составления узора.
Воспитатель:
– Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.
– Из чего делают дымковские игрушки?
– Какие еще нужны материалы?
– Какие нужны инструменты для работы?
Мастерская открывается. Дети входят, надевают нарукавники и садятся на рабочие места.
Лепка.
Воспитатель: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание на схемы! (на плакатах – образцы и приемы лепки). Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать! Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.
3. Заключительный этап. Дети заканчивают работу, моют руки.
Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
– Все ли игрушки ладные?
– Чья работа больше всех нравится? Почему?
– Какая игрушка самая аккуратная?
– А кто придумал и слепил что-то свое?
– Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковер. Еще минута – и он оторвется от земли.
– Раз – два – три! Лети! Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья – подружки,
Танцем кончим наш рассказ.
Звучит русская народная мелодия «Барыня»
Воспитатель: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! (Дети танцуют).