Светлана Кривощекова
Конспект ООД по речевому развитию «Волшебный клубок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образование должно начинаться с пословиц
и заканчиваться собственными мыслями (Пьер Буаст)
Цель: совершенствование художественно-речевых навыков детей.
Задачи:
1. Знакомить детей с пословицами и поговорками как жанром устного народного творчества.
2. Развивать познавательную и речевую активность детей.
3. Побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы, обогатить и активизировать словарный запас детей.
Предварительная работа
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Волшебный клубок“ в старшей группе» размещена в разделах
1. Беседа на тему: «Пословицы и поговорки» с целью знакомства детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин» с целью воспитать интерес к устному народному творчеству.
3. Разучивание физкультминутки «К сказке в гости мы пришли» с целью повысить умственную работоспособность во время образовательной деятельности, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища; мышцы кисти работающей руки.
Материалы и атрибуты:
1. Куклы бибабо (бабушка и внучка)
2. Сундучок
3. Книга «Пословицы и поговорки»
4. Клубок ниток (пряжи)
5. Разрезанные нити от клубка (пряжи)
Содержание первого этапа (организационный)
1 Этап организационный, проводится с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляции интереса к ней, создания эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас в группе я нашла клубочек, да не простой, а волшебный! Давайте посмотрим, куда же он нас приведет?
(Дети сидят полукругом и передают друг другу клубок, разматывая его)
Воспитатель: Покатился клубочек по дорожке, а мы за ним пойдем! Посмотрите, привел нас клубочек к Машеньке и ее бабушке.
(появляется бабушка и внучка (куклы бибабо)
Но что-то они грустные сидят… может, у них что-то случилось, давайте послушаем и узнаем! Присаживайтесь поудобнее.
Содержание второго (основного) этапа
Воспитатель: Девочка Маша жила в городе с родителями, но очень любила приезжать в гости к своей бабушке. Бабушка была мудрой и знала много удивительных историй. А еще был у бабушки волшебный клубок, без которого она никогда не начинала рассказывать сказки или другие интересные вещи.
Машенька: Здравствуй, бабушка!
Бабушка: Здравствуй, Машенька!
Машенька: Бабушка, а почему ты такая грустная?
Бабушка: да вот, Машенька, потеряла я свой волшебный клубок, без него теперь и сказки не рассказать.
Воспитатель: Машенька тоже погрустнела, ей очень хотелось услышать что-нибудь интересное.
Машенька: не переживай, бабушка! Найду я твой клубок!
Воспитатель: Машенька отправилась искать клубок. В огороде посмотрела-нет клубка, может под стол закатился? - тоже нет. Маша залезла в каждый шкафчик в доме, но клубка так и не нашла. Тогда Маша открыла бабушкин сундук и обратила внимание на книгу.
Машенька: (читает название) «Пословицы и поговорки». Хм, а что это такое?
Воспитатель: (обращаясь к детям) - Ребята, а вы знаете, что такое пословицы?
Дети: Пословицы - это небольшие предложения, которые нас чему-то учат.
Машенька: (открывает книгу, а в ней лежат разрезанные нити клубка) - Ой, что же это такое? Мне чтоб клубок собрать, нужно все ниточки связать, а для этого, надо пословицы узнать! Как же быть? (плачет)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Маше? Мы все пословицы объясним, свяжем ниточки и соберем клубок для Машеньки и бабушки!
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
(Дети объясняют смысл пословицы, которая сопровождается иллюстрацией, воспитатель с Машенькой связывают одну нитку с другой).
2. Делу — время, потехе — час.
3. Любишь кататься, люби и саночки возить.
4. Терпенье и труд все перетрут.
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Друг познается в беде.
7. Один в поле не воин.
8. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
- Но вот, я вижу, вы устали? Давайте вместе с Машенькой немного разомнемся.
Физкультминутка «К сказке в гости мы пришли»
К сказке в гости мы пришли (шагаем на месте)
Сундучок с замком нашли. (руки разводим в стороны)
Справа заглянули, (наклон вправо)
Слева заглянули, (наклон влево)
И присели, и привстали (сели, встали)
И зайчонком поскакали. (прыжки на месте)
Ручки наши разомнем («замочек» закрываем)
И замочки отопрем! («замочек» раскрываем)
Воспитатель: (сматывает клубок)
-Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, какой клубок у нас получился! Теперь надо Машеньке вернуть его. (возвращает)
Машенька: Спасибо, ребята! Без вас бы я не справилась. Пойду, отнесу клубок бабушке. Вот она обрадуется!
(появляется бабушка)
Машенька:
-Бабушка, нашла я твой клубок! Мне помогли ребята из детского сада, они такие молодцы! Столько знают пословиц, что клубочек снова стал целым!
Бабушка: Ах, как я рада! Спасибо тебе, Машенька, и ребятам - спасибо! Ну, что же, делу время, а потехе - час? Теперь можно и сказки рассказывать.
Воспитатель: Бабушка с Машей пошли в яблоневый сад и бабушка начала рассказывать удивительную сказку…
А какую сказку рассказала бабушка Машеньке, мы с вами узнаем в следующий раз.
Содержание третьего этапа (заключительного)
3. Этап заключительный, цель: актуализировать представления детей по теме занятия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Машеньке! Скажите, пожалуйста, а о чём мы сегодня с вами говорили? (Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о жанре устного народного творчества) Чему учат нас пословицы и поговорки? (Пословицы и поговорки учат нас, как надо вести себя, как поступить в какой то ситуации). Пословицы бывают разные. Сегодня мы с вами говорили о тех пословицах, которые учат нас, как относится к друзьям, и о том, что надо трудиться. Давайте поблагодарим друг друга за такую работу, мы хорошо потрудились. А какая пословица подходит сейчас к нашей ситуации? Кто вспомнит?
Дети: «Делу время-потехе час».
Список используемой литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика-Синтез, 2017 г.)
2. Русские пословицы и поговорки. М. А. Рыбникова. М. : Издательство Академии наук СССР,1961