Елена Чернакова
Проект по ПДД «Всем нам знать положено правила дорожные» разновозрастной (старшей) группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационно-познавательный
По количеству детей: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели - с 05.09.24 по 18.09.24)
Участники проекта: дети разновозрастной старшей группы, студентка 3 курса, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:
• Социально – коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
Педагогические технологии:
• Проблемно – игровая ситуация
• Информационно – коммуникационные технологии
• Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, пальчиковые гимнастики)
• Игровые технологии
• Познавательно - исследовательские технологии
Цель проекта - формирование у детей основы безопасного поведения на улице, уточнение и систематизирование знаний о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
• Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
• Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
• Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать нравственные качества личности, необходимые для усвоения и выполнения правил дорожного движения (внимательность, наблюдательность, дисциплинированность);
• Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
Развивающие задачи:
• Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
• Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;
• Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.
Актуальность проекта:
С каждым годом интенсивность транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДО является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан проект по теме: «Всем нам знать положено правила дорожные»
Предполагаемый результаты:
• Воспитывать грамотного пешехода;
• Уметь ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выходы из них;
• Снижать процент ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием детей.
Продукт проектной деятельности
• Создание картотек: дидактических игр, подвижных игр, сюжетно - ролевых игр;
• Целевая прогулка и экскурсия по улицам поселка, выход к светофору и не регулированному пешеходному переходу, наблюдение за действиями участников дорожного движения в условиях п. Повенец
• Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД»
Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационный этап
Составление перспективного плана работы с детьми и родителями;
Перспективный план работы:
05.09.2024г. Проведение занятия совместно с воспитателем разновозрастной средней – старшей группы «Путешествие по правилам дорожного движения».
Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций.
Оформление папки – передвижки для родителей «Всем нам знать положено правила дорожные!»
06.09.2024г. Проведение беседы: «Мой друг-светофор».
Составление рассказов по сюжетным картинкам
Просмотр двух серий мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь»:
• Почему опасно перебегать дорогу на красный свет светофора?
• Пешеходный переход.
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
09.09.2024г. Чтение художественной литературы: Борис Житков «Светофор»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Выступление на родительском собрании в разновозрастной средней – старшей группе с темой «Всем нам знать положено правила дорожные».
Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок на улице».
10.09.2024г. Подвижные игры на прогулке с детьми разновозрастной средней – старшей группы «Будь внимателен», «Светофор».
11.09.2024г. Проведение тематического занятия с детьми разновозрастной средней – старшей группы «Профессия регулировщик».
Проведение инструктажа для воспитанников разновозрастной средней – старшей группы перед целевой прогулкой «Безопасное поведение на дороге и улице».
12.09.2024г. Целевая прогулка к регулированному и нерегулированному пешеходному переходу «Наш волшебный светофор».
13.09.2024г. Конструирование: строительство из кубиков и игрушек перекрестка и улицы.
Чтение художественной литературы: Сергей Михалков «Дядя Степа»
Дидактическая игра «Какой бывает транспорт?»
16.09.2024г. -17.09.2024г. Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик»
Оформление папки – передвижки для родителей «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
Оформление центра ПДД в методическом кабинете МКОУ «Повенецкая СОШ» дошкольные группы «Уголок безопасности».
18.09.2024г. Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД».
Оформление стенда для родителей «Безопасность на дороге».
Изучение методической литературы:
• Н. В. Елжова «ПДД в детском саду»;
• Э. Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»;
• Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»;
• Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»;
• К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
• Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность»;
• В. А. Добряков «Три сигнала светофора»;
• В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения»;
• Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем».
Проведение предварительной работы:
• Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;
• Разработка бесед по темам ПДД;
• Разработка консультации для родителей
• Подборка произведений художественной литературы, загадок;
• Подбор пальчиковой гимнастики, физминуток;
• Подбор материала по Правилам дорожного движения (новинки методической и детской литературы, современная познавательно - развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей)
• Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования,
• Разработка конспектов мероприятий, презентаций;
• Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
• Подбор и просмотр видеоматериалов;
• Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Виды транспорта», «Четвертый лишний»;
• Проведение с детьми бесед по теме ПДД;
• Проведение с родителями анкетирования, тестирования.
2 этап - Основной этап
Организовать работу по решению задач проекта через:
• Проведение двух тематических занятий: «Путешествие по правилам дорожного движения», «Профессия регулировщик».
• Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций.
• Проведение бесед: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения», «Наша улица», «Правила пешехода», «Как у наших у ворот очень важный знак живёт», «Правила дорожного движения выполняй без возражения».
• Составление рассказов по сюжетным картинкам.
• Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах.
• Знакомство с произведениями художественной литературы, отгадывание загадок.
• Проведение дидактических, подвижных игр.
• Пальчиковая гимнастика.
• Конструирование: строительство из кубиков и игрушек перекрестка и улицы.
• Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Азбука дорожной безопасности Анатолия Линёва «Если Емеля едет на печке…»;
• Целевая прогулка и экскурсия по улицам поселка, выход к светофору и не регулированному пешеходному переходу, наблюдение за действиями участников дорожного движения в условиях п. Повенец.
• Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди нужный знак», «По дороге», «Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Я грамотный пешеход», «Дорожное лото», «Найди нужный знак».
• Подвижные игры: «Сигналы светофора», «Светофор»;
• Сюжетно - ролевая игра: «Регулировщик».
Работа с родителями:
• консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»;
• практикум: «Как поступить в данной ситуации»;
• оформление папки-передвижки: «Самые важные правила - правила дорожного движения!»;
• информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»;
3 этап – Заключительный этап
• Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД».
• Презентация проекта «Всем нам знать положено правила дорожные» на страничке в Контакте и на сайте МКОУ «Повенецкая СОШ» дошкольные группы.
Заключение
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.
Используемая литература:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
5. Н. В. Елжова «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.
6. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009
Список мультфильмов по правилам дорожного движения:
1. «Уроки тётушки Совы»:
• История ПДД. Серия 1.
• Виды транспорта. Серия 2.
• Дорога и дорожные знаки. Серия 4.
• Пешеходный переход. Серия 5.
• Перекрёстки. Серия 6.
• В плохую погоду. Серия 7.
• Безопасность на транспорте. Серия 9.
• Малыш в автомобиле. Серия 11.
• Велосипед. Серия 12.
2. «Робокар Поли и его друзья»:
• Серия 1. Перебегать дорогу - опасно!
• Серия 2. Как безопасно перейти дорогу.
• Серия 7. Правила поведения на дороге.
• Серия 9. Часть 1. Безопасная езда на велосипеде.
• Серия 11. Когда случаются аварии.
• Серия 13. Как вести себя на перекрёстках.
• Серия 16. Как переходить дорогу.
• Серия 18. Часть 2. Безопасная езда на велосипеде.
• Серия 20. Не бегай между машинами.
• Серия 21. Папин рассказ о машинах.
3. «Аркадий Паровозов спешит на помощь»:
• Почему опасно перебегать дорогу на красный свет светофора?
• Пешеходный переход.
4. Озорная семейка. Правила движения.
5. Про котенка Женю и правила движения.
6. Мой приятель светофор.
7. Зай и чик.
8. Смешарики. Азбука безопасности.
• Светофор (1:39).
• Гармония светофора (1:37).
• Пляшущие человечки (1:37).
• Мигающие человечки (1:37).
• Пешеходная ’’зебра’’ (1:35).
• Самая страшная машина (1:37).
• Некультурные автомобили (1:35).
• Где кататься (1:35).
• Нетерпеливые водители.
• На остановке.
• Зебры в городе!
• Безопасное место.
• Автомобили специального назначения.
9. Герои мультфильма "Тачки 2" расскажут малышам о правилах дорожного движения.