Наталья Баранова
Конспект занятия по лепке из пластилина «Посуда. Чайная пара» для детей группы дошкольного возраста (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию лепка «Посуда-чайная пара» для детей группы дошкольного возраста (4-5 лет)
Цели: развитие мелкой моторики.
Задачи:
Образовательные: формировать умение лепить чайную посуду (чайная пара, передавая форму, величину отдельных частей; закреплять приемы лепки: скатывание, раскатывание, вдавливание, прощипывания, заглаживание, расплющивание; уметь видеть и понимать разницу в передаче формы отражения блюдца и чашки (блюдце — мелкое, круглое, чашка — глубокая, высокая);
Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память; развивать мелкую моторику рук, глазомер; вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; воспитывать желание помогать друг другу;
Предварительная работа: рассматривание кухонной, столовой, чайной посуды дома, в магазине, в гостях; беседа с детьми о том, где и из чего изготавливают чайную посуду. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
Демонстрационный материал: письмо, иллюстрации с разной посудой (чашки, блюдца, из сказки «Федорино горе», стол накрыт для чаепития (для обыгрывания сюжета, кукла (картонная) Федора.
Оборудование: мультимедийная техника, пластилин, доски для лепки, салфетки, горох.
Ход организованной образовательной деятельности.
I.Организационная часть:
Воспитатель: Ребята, вы любите свое день рождение? (да)
Воспитатель: Артем, а в какое время года у тебя день рождение? (весной) А у тебя, Арина? (зимой) А какое сейчас время года? (весна) Значит скоро Артем будет праздновать день рождения и пить чай с тортом. Почему вам нравится этот праздник? (ответы детей)
У меня в руках письмо. От кого? Как вы думайте? (догадки детей) Мы с вами недавно про нее читали (подсказка) Ну конечно баба Федора Егоровна. (На экране Федора Егоровна). Пишет она, что у нее День рождения и она ждет гостей к себе. Ждет гостей, торт испекла. А сама сидит грустная. Сейчас, дети, мы выясним, почему Федора грустна? Оказывается, ждет она гостей к чаю, а у нее нет чайной посуды. Посуда же от нее убежала, а некоторая разбилась. Вот и не хватает. Где достать чайную посуду?
Дети: Купить в магазине.
Воспитатель: А магазин сейчас закрыт.
Дети: Можно слепить чайную посуду из пластилина.
Воспитатель: Хотите помочь Федоре слепить чайную посуду из пластилина?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Сможете?
Дети: Да, сможем!
Воспитатель: Действительно, можно слепить посуду из пластилина. Давайте мы сегодня обрадуем бабу Федору и сделаем для нее подарок. Слепим чашки, и блюдца пусть она встречает гостей.
II. Основная часть.
Воспитатель: (Экран) Ребята, посмотрите, на подносе стоят чашка и блюдце. Знакомы они вам? Конечно, знакомы, ведь точно такие мы с вами рассматривали. Какая это посуда?
Дети: Чайная.
Воспитатель: Для чего она нужна?
Дети: Чтобы пить чай.
Воспитатель: Верно, посуда, которая нам нужна, когда мы пьём чай, называется чайной. Какой формы чашка?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Какая она внутри? (Чашка внутри полая, т. е. пустая.)
Дети: Внутри она пустая.
Воспитатель: А что еще есть у чашки?
Дети: Ручка.
Воспитатель: Какая ручка? (Ручка маленькая изогнутая.)
Дети: Маленькая.
Воспитатель: Какой формы блюдце?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы все вместе будем лепить чашку и блюдце из пластилина. Надо размять наши пальчики, чтобы пластилин хорошо лепился.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы в гости приходили
Тук, тук, тук стучались в дверь.
Только дверь им не открыли, думали там страшный зверь.
Лепка.
Воспитатель: Разделите пластилин на две части. Из одной части мы будем лепить блюдце, а из другой - чашку.
Блюдце мы будем лепить из шара, затем приплюснем его и загнем немного края.
Слепим чашку. Сначала мы вылепим шар. Как мы это сделаем? Покажите, как вы будете раскатывать пластилин. (Дети выполняют ладонями круговые движения) Правильно. Именно так мы и будем раскатывать комочек пластилина. Но разве шар похож на чашку? Нет, ведь в него ничего не положишь. Мы должны в нем сделать углубление. Посмотрите, оно получается, если мы продавим шар пальцем. Вот теперь наш комочек пластилина становится чашкой. Увеличиваем полученную форму – расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу. Стараемся сделать так, чтобы стенки сосуда получились одинаково тонкими. Сглаживаем и выравниваем край. Для изготовления ручки, берем вторую часть глины и раскатываем длинный валик: прямыми движениями между ладонями. Прикрепим валик, хорошо его, примазав, один конец к верхней части чашки, а затем согнув и второй конец валика, примазав ближе к дну чашки. Вот такая чашка у нас получилась.
Из второго куска глины мы слепим блюдце. В основе лепки шар, который мы расплющиваем ладонью, чтобы получился круглый не тонкий диск. Пальцами загибаем края вверх, сглаживаем и выравниваем. Выравнивая края, перемещаем заготовку по кругу.
Я предлагаю вам украсить свою чайную пару вот этим горохом.
Я украшаю вот так. А вы можете украсить по-своему.
Физминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник.. Одна рука на поясе (ручка)
Очень важный, как начальник,. Другая изогнута (носик)
Вот фарфоровые чашки.. Приседание, одна рука на поясе
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца.. Кружатся, рисуя руками круг
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки.. Потянулись, руки над головой
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.. Наклонились вперед, руки вытянули
Он посуду нам принес.
Работы детей.
Воспитатель:
-Вот и готова наша посуда.
Дети поздравляют Федору и дарят ей свою посуду, чтобы ее праздник был еще краше, и она могла всех своих друзей напоить чаем с тортом. Федора прощается с ребятами и уходит.
Воспитатель собирает около себя детей.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали?
Дети: Мы сегодня помогали Федоре.
Воспитатель: Смогли помочь Федоре?
Дети: Да, смогли.
Воспитатель: Почему смогли?
Дети: Потому что мы научились лепить чайную посуду: чашку и блюдце.
Воспитатель: А еще, почему смогли?
Дети: Мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем.
Федора на экране благодарит : Спасибо, вам, ребята. Ко мне придут гости и посуды мне хватит, чтобы угостить их чаем. Посуду надо беречь и заботиться о ней, теперь – то я это знаю.
Рефлексия:
ХИМС
Х- что было хорошо?
И- что было интересно?
М- что мешало работе?
С- что взял бы с собой?