Светлана Яковлева
ООД по речевому развитию с элементами грамоты «К нам пришла весна» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами грамоты в подготовительной группе
Тема: К нам пришла весна
Цель: развитие связной речи детей через составление рассказа по сюжетным картинкам
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам;
- закрепить умение составлять распространённые предложения, грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;
Публикация «ООД по речевому развитию с элементами грамоты „К нам пришла весна“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- закрепить умение проводить слоговой и звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- расширять и систематизировать знания о весне и ее признаках;
- расширять и активизировать словарный запас;
- формировать учебные навыки.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, проявлять заботу о ней;
- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме, репродукций картин художников; чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, разучивание стихов о весне, беседы по теме.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Дети под музыку входят в группу.
Наш детский сад гостеприимством славится.
Всем гостям у нас понравится,
А в нашей группе просто класс,
Мы приветствуем всех вас (Звенит колокольчик)
а) Беседа о весне (дети стоят на ковре полукругом)
- Ребята, какое сейчас время года?
- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.
А какие месяцы Весна с собой привела? (март, апрель, май)
- А весна какая? (красивая, долгожданная, ранняя, зеленая, звонкая, цветущая, ласковая, теплая, дождливая, солнечная и т. д.)
- Ребята, а скажите, что весне помогло победить зиму? (Солнце).
Если не догадаются, то загадка про солнце.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
(На мольберте появляется солнце)
Я предлагаю вам сегодня побеседовать о весне. И традиционно занятие по развитию речи начнем с чистоговорок.
б) Работа с чистоговорками
На-на-на к нам пришла весна.
- сказать с вопросом, радостно
Чи-чи-чи прилетели к нам грачи (по схемам)
- Произнесите, как показывает схема.
(тихо; громко; первую часть тихо, вторую часть громко)
- Повторите ее с той же скоростью, что на схеме.
(медленно; быстро)
2. Постановка цели
Воспитатель: Дети, смотрите кто к нам прилетел (за окном грач). Какие – то вести нам принес (воспитатель с детьми подходят к окну, воспитатель делает вид, что слушает грача. Пока дети у окна закрыть на мольберте солнышко тучей)
Ой, ребята случилась беда! Хмурая туча спрятала солнышко. А как же весна без него? Нужно освободить солнышко. А чтобы коварную тучу разогнать мы должны составить рассказ про весну. Готовы?
(садятся на скамеечки к мольберту)
3. Составление рассказа (по картинкам)
Воспитатель: Я предлагаю вспомнить, как начиналась весна.
(картинка: светит солнце) (Первое предложение составляю сама).
С приходом весны солнце поднимается выше и светит ярче. Его теплые, ласковые лучи согревают природу.
(картинки: тает снег, звенит капель, текут ручьи, ледоход)
Начал таять снег. С крыш свисают сосульки и зазвенела капель. По дорогам, по полям побежали звонкие, говорливые ручейки. На речках треснул лед и начался ледоход.
(картинка: ветка с лопнувшими почками)
Почки деревьев набухают, лопаются и появляются первые, зеленые листочки.
Воспитатель: Что же дальше?
Прислушайтесь (включается пение птиц). Что вы слышите? (Пение птиц).
Воспитатель: (картинка: птицы) Вы слышите пение птиц, вернувшихся к нам из тёплых стран. Как называются птицы, которые вернулись к нам из теплых стран? (Птицы, которые прилетают к нам из тёплых стран, называются перелётными). Каких перелетных птиц вы знаете? Составьте предложение по картинке.
Из теплых стран в родные края вернулись птицы: грачи, лебеди, скворцы, соловьи…
Воспитатель: Ребята, скажите, а что делают птицы, когда прилетают из тёплых стран?
(картинка: птицы строят гнезда)
Они начинают ремонтировать старые гнёзда, вить новые и выводить птенцов.
- Посмотрите на нашей березке сколько птиц сидит, стараются, гнезда вьют.
- Поможем нашим птичкам построить гнездо?
Физкультминутка с прищепками «Построим гнездо» (дети двигаются по группе)
Пол музыку Моцарта «Весенняя» дети берут прищепки, и, зажимая ими, как клювиками, веточки, строят гнездо.
Воспитатель: Замечательные гнезда у вас получились. Птичкам они очень понравятся.
- А теперь давайте сядем за столы и выполним звуковой анализ слова ГРАЧ
Звуковой анализ слова ГРАЧ
(схема выкладывается на доске, а дети работают в тетради)[/i]
Воспитатель: Что происходит в жизни растений?
(картинка: первоцветы и молодая трава)
Вода напоила землю, распустились первые цветы, начала зеленеть трава.
Воспитатель: У нас под березками тоже выросли цветы (подходят к цветам) Узнали? (мать – и – мачеха). Какие еще распускаются цветы? (подснежники, медуница) Как по-другому мы называем эти цветы? (первоцветы)
(картинка: насекомые)
Выползают погреться на солнышке насекомые. (Предлагаю подойти и посмотреть насекомых).
Деление слов на слоги. Посадить насекомые под цветочки. Где растет один цветок - насекомых, в названиях которых 1 слог, где растут два цветка – насекомых, в названиях которых два слога, где растут три цветочка – слова из трех слогов.
Ну вот все картинки разложили по порядку. А теперь предлагаю вам попробовать повторить весь рассказ, а картинки будут вам помогать.
(садятся на скамеечки к мольберту, и повторяют рассказ по цепочке (первое предложение сама)
С приходом весны солнце поднимается выше и светит ярче. Его теплые, ласковые лучи согревают природу.
Начал таять снег.
С крыш свисают сосульки и зазвенела капель.
По дорогам, по полям побежали звонкие, говорливые ручейки.
На речках треснул лед и начался ледоход.
Почки деревьев набухают, лопаются и появляются первые, зеленые листочки. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы: грачи, лебеди, скворцы, соловьи…
Они ремонтируют старые гнезда и строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы высиживать птенцов.
Вода напоила землю, распустились первые цветы, начала зеленеть трава.
Выползают погреться на солнышке насекомые.
Все рады весне.
Воспитатель: Почему же весной происходят все эти изменения? (Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее)
(Убрать тучу, солнце засветило)
Гимнастика для глаз (если светит в окно солнце) Поиграем с солнечным зайчиком.
Массаж (если пасмурно)
«Солнышко лучистое»
Солнце утром рано встало. Всех детишек приласкало. (Поднять руки вверх, потянуться).
Гладит грудку (массировать «дорожку» на груди сверху – вниз,
Гладит шейку (поглаживать шею большими пальцами сверху- вниз,
Гладит носик (кулачками растирать крылья носа,
Гладит лоб (проводить пальцами от середины лба к вискам,
Гладит ушки (растирать мочки ушей,
Гладит ручки (растирать ладони,
Загорают дети. Вот!
Подведение итогов:
- Как нам удалось разогнать тучу?
- Что мы делали на занятии?
- Я вас всех благодарю за работу, желаю весеннего настроения.
Рефлексия:
- Солнышко тоже вас благодарит вас и дарит всем по солнечному зайчику (дети берут солнечный зайчик в зависимости от настроения)