Светлана Бакурская
Конспект НОД по речевому развитию в форме составления описательного рассказа по картине «Весна пришла» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи на тему «Весна».
Цель: закрепление знаний о признаках весны.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие : Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
Речевые :
Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в форме составления описательного рассказа по картине „Весна пришла“ в средней группе» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Словарь:
предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница;
качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое;
глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.
Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.
Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.
Методы и приё мы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».
Наглядные: рассматривание сюжетных картин по схеме.
Словесные : ответы на вопросы.
Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.
Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.
Ход занятия.
В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется – Весна.
Весна : Здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.
Дети здороваются.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?
Весна : а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны).
Весна : вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.
Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.
Весна : в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.
Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.
Весна : Ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?
Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).
Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!
Весна : я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.
Ребёнок, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.
Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?
Ответы детей: (на этой части нарисован мальчик).
Весна : верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?
Ответы детей: (мальчик держит в руках скворечник).
Весна : вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?
Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).
Весна : правильно! А для чего нужен скворечник?
Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).
Весна : точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?
Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).
Весна : да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём.
Дети дают имя мальчику.
Весна : хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?
Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).
Весна : да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?
Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).
Весна : а какого цвета сапожки?
Ответы детей (сапожки розового цвета).
Весна : верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?
Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т. д.)
Затем следующие дети выбирают две части картинки и помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим
частям, дети на них отвечают.
1. Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);
2. Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);
3. А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);
4. Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).
5. А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);
6. Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);
7. Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);
8. Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);
9. Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);
10. Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);
11. Как мы её назовём?
Весна : Молодцы, ребята! Много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.
Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.
Весна : вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины. Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:
1. Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)
2. Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);
3. Что он делает? (он протягивает руку к девочке);
4. Для чего он это делает? (чтобы взять молоток);
5. Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);
6. Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);
7. Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);
8. Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);
9. Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);
10. Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);
11. Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);
12. Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).
Далее весна выбирает ещё двоих детей, которые выбирают оставшиеся части пазла от картинки.
1. Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);
2. Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);
3. Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);
4. Как называются эти птицы (это скворцы);
5. Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?
Воспитатель: вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз
рассмотрим, что же здесь нарисовано?
Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).
Весна : всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?
Ответы детей (Весна).
Весна : верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы.
Хоровод
Весна : Ребята, мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания! С вами было очень интересно!