Приложение МААМ

Конспект занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе

Ольга Александрова
Конспект занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Способствовать освоению звукового анализа слова, интонационного выделения звуков в слове, характеристики звуков (гласное – согласное, согласное твердое – согласное мягкое); умению составлять предложения с заданным количеством слов;

Совершенствовать умение подбирать противоположные по смыслу слова - антонимы;

Закрепить знание гласных букв;

Развивать фонематический слух;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „На уроке грамоты“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Воспитывать интерес к языку.

Материал: карточки – модели предложений (из двух, трех, четырех слов, карточки – звуковые схемы слов, простые карандаши, наборы цветных карандашей; картина – пейзаж на каждого; магнитная доска, буквы, наборы счетных палочек, набор карточек «Профессии» (по загадкам); фишки (синие, красные, зеленые).

Методы и методические приемы:

• Игровое упражнение «Как сказать правильно» (антонимы)

Звуковой состав слова: звук (а) (работа по карточкам)

• Физкультпауза – подвижная игра «Дождик»

• Составление предложений (по картинке, схеме);

• Игровое упражнение «Подскажи профессию»

• Игровое задание «Чудесные палочки»

Ход занятия:

Вводная часть: Доброе утро всем! Сейчас у нас занятие по подготовке к обучению грамоте. Мы с вами прекрасно знаем, что значит – грамотный. Давайте вспомним: про кого говорят, что он очень грамотный? (ответы и предположения детей, обобщение воспитателя).

- И мы с вами стремимся получить как можно больше знаний, навыков и умений. Мы с вами поиграем в игру «Школа». В школе, вы знаете, есть уроки и есть перемены. На уроках – что делают? (учатся, а на переменах – (играют). Все верно. Мы начнем с познавательной игры «Как сказать правильно?». Вы внимательно слушаете и даете правильный ответ. Готовы?

Игра «Как сказать правильно?» :

«Подушка мягкая, а скамейка …» (жесткая)

«Пластилин мягкий, а камень …» (твердый)

«Ручей мелкий, а речка …» (глубокая)

«Ягоды смородины мелкие, а клубники.» (крупные)

«Кашу варят густую, а суп …» (жидкий)

«После дождя земля сырая, а в солнечную погоду.» (сухая)

«Покупаем картофель сырой, а едим …» (вареный)

«Купили свежий хлеб, а на другой день он стал …» (черствым)

«Летом мы ели свежие огурцы, а зимой …» (соленые)

«Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет …» (грязный).

Молодцы! А вы помните, как называются противоположные по смыслу слова, такие, как: чистый – грязный, толстый – тонкий, высокий – низкий? (дети могут назвать еще свои варианты. Если дети затрудняются ответить, называет воспитатель и повторами закрепляет). Эти слова называются «антонимы».

Основная часть.

-Поиграли, а теперь немного позанимаемся. Ребята, у вас на столах лежат карточки. Положите их лицевой стороной вверх и внимательно посмотрите (даю время ознакомиться). На первой карточке у вас нарисован кто? Да, рак. Сколько в слове рак звуков? (ответы детей). Правильно, три. На карточке рядом с картиной нарисована схема звукового состава слова «рак». Сколько клеточек нарисовал автор? Почему три? Какой первый звук в слове? А второй звук? Третий звук слова? Звуки мы назвали, вам теперь нужно правильно положить фишки: синие или красные. Что мы обозначаем синим цветом? (ответы детей. Если дети ошибаются или затрудняются, помогает воспитатель: вопросом, подсказкой). А красным? Звук «р» в слове «рак» - твердый или мягкий согласный? Мы с вами говорили, что если с согласным рядом стоит гласная «а», то этот согласный звук твердый (Дети собирают модель слова. По окончании – проверяют).

- Ну, вот и справились с данным заданием.

(Аналогично выполняется второе задание со словом «мяч», только звуки «м», «ч» здесь уже мягкие согласные, а в середине слышится «а», но пишется «я»).

- Пришла пора поиграть, в школе перемена. Игра называется «Дождик».

«Раз, два, три, четыре, пять – дети прыгают на обеих ногах на каждый счет

Вышел дождик погулять - Маршируют.

Шел неспешно по привычке – Разводят руками, пожимают плечами.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: - ведут пальчиком правой руки слева направо

По газону не ходить - движение головы слева направо.

Дождь вздохнул тихонько: - глубокий вздох и междометие на выдохе

«Ох!» -

И ушел. Газон засох». – Маршируют.

- Отдохнули. Пора на урок. На столах еще по карточке и схеме. Посмотрите внимательно. Все карточки – картинки у вас почти одинаковые. Но все же чем – то отличаются. Правильно: временем года и месяцем. Кто мне скажет, что это за схемы? Правильно, схема предложения (повторяем, что обозначает черточка, почему у детей их разное количество, а черточки разной длины. Ответы и предположения детей. Обобщение воспитателя). А задание такое: Составить предложение по картинке по данной схеме. Сначала надо подумать, а затем ответить.

( дети составляют предложения и называют: сколько слов в предложении и какие это слова. Воспитатель при затруднении помогает: уточняющим, интерпретационным вопросом, подсказкой. Выслушиваются и проверяются ответы у 5-6 воспитанников).

- Я думаю, что многие из вас, придя домой, повторят все эти задания дома, с родителями. А кто составит очень интересное по его мнению предложение, завтра расскажет нам. Правда, ребята?

- А сейчас следующая игра. Вы сейчас подойдете и возьмете счетные палочки, которые лежат здесь, на столе (дети подходят, берут и садятся на места). Игра называется «Чудесная палочка». Я буду называть звук, а вы будете писать из палочек букву (дети «пишут» гласные буквы: «А», «И», «У», «О», называют их громко, четко). Молодцы! С заданием справились. А теперь самое интересное: загадки - «Подскажи профессию». Слушаем внимательно, не подумав – не отвечаем. Готовы? Тогда – вперед!

«Красками пахнет наш юбиляр:

Тысячный дом покрасил …» (маляр).

«Щуки, окуни, судак –

Нам улов принес …» (рыбак).

«Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот …» (матрос)

«Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам …» (продавцы)

«Струны, гитара, терпенье, талант.

Плюс вдохновенье равно …» (музыкант).

«Царь сегодня, завтра – вор,

Роли все сыграл …» (актер)

«Вдохновения заложник

У мольберта наш …» (художник)

«С книгой кто в руке – читатель,

Книги пишет кто - …» (писатель)

«Детских песенок куплеты

Сочиняют нам …» (поэты)

«Почерком быстрым исписан весь лист –

Очерк в газету строчит… «(журналист)

«Победит огонь коварный

Тот, кого зовут …» (пожарный).

Заключительная часть:

- На этой веселой, дружной ноте мы закончим сегодняшний наш урок. Молодцы, ребята! Старались, отвечали. А теперь - большая перемена, то есть игры, прогулка ожидают нас впереди! До свидания

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес» .

Конспект занятия по речевому развитию «Обучение грамоте» в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной.

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты в старшей группе «Мы дружим и играем, Жене помогаем» Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты в старшей группе «Мы дружим и играем, Жене помогаем» Цель: создать условия для.

Конспект занятия «Уроки грамоты» по развитию речи в подготовительной группе Слайд 1 Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Слайд 2 На тему: "Уроки грамоты" Цель занятия: помочь дошкольника освоить.

Конспект занятия по речевому развитию «Урок доброты» в подготовительной группе Цель: формирование у детей моральных представлении о положительных чувствах и эмоциях (добра и радости). Задачи: • закрепить знания детей.

Конспект занятия по речевому развитию «Поляна сказок» в подготовительной группе Тема: «Поляна сказок» Тип занятия: обобщение и систематизация занятий Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Слог» в старшей (подготовительной) группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Теремок» Акбулакского района Оренбургской области.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Загадки Весны»Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Загадки Весны» «Загадки Весны» (конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе) Лысенко Наталья.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Насекомые» в подготовительной группе Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Образовательные: • учить детей читать слова из букв разного размера, расположенных.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Прогулка по реченьке» Конспект занятия в подготовительной группе. Образовательная область - речевое развитие. (Подготовка к обучению грамоте.) ТЕМА: «ПРОГУЛКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе
Опубликовано: 19 мая 2019 в 18:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Александрова (УИ 72369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД