Ольга Александрова
Конспект занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Способствовать освоению звукового анализа слова, интонационного выделения звуков в слове, характеристики звуков (гласное – согласное, согласное твердое – согласное мягкое); умению составлять предложения с заданным количеством слов;
Совершенствовать умение подбирать противоположные по смыслу слова - антонимы;
Закрепить знание гласных букв;
Развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „На уроке грамоты“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Воспитывать интерес к языку.
Материал: карточки – модели предложений (из двух, трех, четырех слов, карточки – звуковые схемы слов, простые карандаши, наборы цветных карандашей; картина – пейзаж на каждого; магнитная доска, буквы, наборы счетных палочек, набор карточек «Профессии» (по загадкам); фишки (синие, красные, зеленые).
Методы и методические приемы:
• Игровое упражнение «Как сказать правильно» (антонимы)
• Звуковой состав слова: звук (а) (работа по карточкам)
• Физкультпауза – подвижная игра «Дождик»
• Составление предложений (по картинке, схеме);
• Игровое упражнение «Подскажи профессию»
• Игровое задание «Чудесные палочки»
Ход занятия:
Вводная часть: Доброе утро всем! Сейчас у нас занятие по подготовке к обучению грамоте. Мы с вами прекрасно знаем, что значит – грамотный. Давайте вспомним: про кого говорят, что он очень грамотный? (ответы и предположения детей, обобщение воспитателя).
- И мы с вами стремимся получить как можно больше знаний, навыков и умений. Мы с вами поиграем в игру «Школа». В школе, вы знаете, есть уроки и есть перемены. На уроках – что делают? (учатся, а на переменах – (играют). Все верно. Мы начнем с познавательной игры «Как сказать правильно?». Вы внимательно слушаете и даете правильный ответ. Готовы?
Игра «Как сказать правильно?» :
«Подушка мягкая, а скамейка …» (жесткая)
«Пластилин мягкий, а камень …» (твердый)
«Ручей мелкий, а речка …» (глубокая)
«Ягоды смородины мелкие, а клубники.» (крупные)
«Кашу варят густую, а суп …» (жидкий)
«После дождя земля сырая, а в солнечную погоду.» (сухая)
«Покупаем картофель сырой, а едим …» (вареный)
«Купили свежий хлеб, а на другой день он стал …» (черствым)
«Летом мы ели свежие огурцы, а зимой …» (соленые)
«Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет …» (грязный).
Молодцы! А вы помните, как называются противоположные по смыслу слова, такие, как: чистый – грязный, толстый – тонкий, высокий – низкий? (дети могут назвать еще свои варианты. Если дети затрудняются ответить, называет воспитатель и повторами закрепляет). Эти слова называются «антонимы».
Основная часть.
-Поиграли, а теперь немного позанимаемся. Ребята, у вас на столах лежат карточки. Положите их лицевой стороной вверх и внимательно посмотрите (даю время ознакомиться). На первой карточке у вас нарисован кто? Да, рак. Сколько в слове рак звуков? (ответы детей). Правильно, три. На карточке рядом с картиной нарисована схема звукового состава слова «рак». Сколько клеточек нарисовал автор? Почему три? Какой первый звук в слове? А второй звук? Третий звук слова? Звуки мы назвали, вам теперь нужно правильно положить фишки: синие или красные. Что мы обозначаем синим цветом? (ответы детей. Если дети ошибаются или затрудняются, помогает воспитатель: вопросом, подсказкой). А красным? Звук «р» в слове «рак» - твердый или мягкий согласный? Мы с вами говорили, что если с согласным рядом стоит гласная «а», то этот согласный звук твердый (Дети собирают модель слова. По окончании – проверяют).
- Ну, вот и справились с данным заданием.
(Аналогично выполняется второе задание со словом «мяч», только звуки «м», «ч» здесь уже мягкие согласные, а в середине слышится «а», но пишется «я»).
- Пришла пора поиграть, в школе перемена. Игра называется «Дождик».
«Раз, два, три, четыре, пять – дети прыгают на обеих ногах на каждый счет
Вышел дождик погулять - Маршируют.
Шел неспешно по привычке – Разводят руками, пожимают плечами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: - ведут пальчиком правой руки слева направо
По газону не ходить - движение головы слева направо.
Дождь вздохнул тихонько: - глубокий вздох и междометие на выдохе
«Ох!» -
И ушел. Газон засох». – Маршируют.
- Отдохнули. Пора на урок. На столах еще по карточке и схеме. Посмотрите внимательно. Все карточки – картинки у вас почти одинаковые. Но все же чем – то отличаются. Правильно: временем года и месяцем. Кто мне скажет, что это за схемы? Правильно, схема предложения (повторяем, что обозначает черточка, почему у детей их разное количество, а черточки разной длины. Ответы и предположения детей. Обобщение воспитателя). А задание такое: Составить предложение по картинке по данной схеме. Сначала надо подумать, а затем ответить.
( дети составляют предложения и называют: сколько слов в предложении и какие это слова. Воспитатель при затруднении помогает: уточняющим, интерпретационным вопросом, подсказкой. Выслушиваются и проверяются ответы у 5-6 воспитанников).
- Я думаю, что многие из вас, придя домой, повторят все эти задания дома, с родителями. А кто составит очень интересное по его мнению предложение, завтра расскажет нам. Правда, ребята?
- А сейчас следующая игра. Вы сейчас подойдете и возьмете счетные палочки, которые лежат здесь, на столе (дети подходят, берут и садятся на места). Игра называется «Чудесная палочка». Я буду называть звук, а вы будете писать из палочек букву (дети «пишут» гласные буквы: «А», «И», «У», «О», называют их громко, четко). Молодцы! С заданием справились. А теперь самое интересное: загадки - «Подскажи профессию». Слушаем внимательно, не подумав – не отвечаем. Готовы? Тогда – вперед!
«Красками пахнет наш юбиляр:
Тысячный дом покрасил …» (маляр).
«Щуки, окуни, судак –
Нам улов принес …» (рыбак).
«Нет тельняшки без полос,
Кто в тельняшке, тот …» (матрос)
«Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …» (продавцы)
«Струны, гитара, терпенье, талант.
Плюс вдохновенье равно …» (музыкант).
«Царь сегодня, завтра – вор,
Роли все сыграл …» (актер)
«Вдохновения заложник
У мольберта наш …» (художник)
«С книгой кто в руке – читатель,
Книги пишет кто - …» (писатель)
«Детских песенок куплеты
Сочиняют нам …» (поэты)
«Почерком быстрым исписан весь лист –
Очерк в газету строчит… «(журналист)
«Победит огонь коварный
Тот, кого зовут …» (пожарный).
Заключительная часть:
- На этой веселой, дружной ноте мы закончим сегодняшний наш урок. Молодцы, ребята! Старались, отвечали. А теперь - большая перемена, то есть игры, прогулка ожидают нас впереди! До свидания