Олеся Сергеевна Титова
ОД по развитию речи в старшей группе «Весна пришла — птицы прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представления детей о времени года весна, о перелетных птицах; учить замечать весенние изменения в природе.
Задачи
1. Образовательная:
- расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
-совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;
- формировать умение составлять рассказ о весне при помощи мнемотехники;
Публикация «ОД по развитию речи в старшей группе „Весна пришла — птицы прилетели“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающая :
- развитие умения выбирать картинки и размещать их в соответствующем порядке;
-развивать воображение, мышление, связную речь, наблюдательность; интерес к выполнению творческой работы
3. Воспитательная:
-воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)
-воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.
-создавать положительный эмоциональный настрой.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками.
Чтение произведений и рассматривание картин о весне.
Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, ноутбук, карточки- схемы для составления рассказа о весне, плакат и вырезанные картинки с явлениями природы и птицами, мяч, шапочки перелетных птиц.
Раздаточный материал: картинки для каждого ребенка к игре «Разложи по порядку»
Ход занятия:
I. (Дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель читает стихотворение:
Если снег повсюду тает, превращается в ручей,
Травка робко вылезает, день становится длинней,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .
- Да наступила весна и я предлагаю вам сегодня отправиться на весеннюю полянку. Готовы? Тогда в путь!
Сейчас мы весело шагаем
И ноги выше поднимаем.
Поставим руки на бочок
И по тропинке – скок-поскок.
Вот болото впереди!
По кочкам дальше нам идти.
Мы пришли на весеннюю полянку, рассаживайтесь поудобнее.
1 слайд (весенний пейзаж.)
Наступила весна. Жарче греет солнце. Везде тает снег. Появились лужи, побежали ручейки. На деревьях и кустах набухают почки. В лесу расцвели подснежники.
-Ребята, а давайте назовем признаки весны?
2 слайд (признаки весны)
Ответы детей: - солнце светит ярко и греет;- на солнце снег начинает таять, капель;- появились первые проталинки на земле;- дни длиннее, а ночи короче;- побежали весенние ручейки;- мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;- вся природа просыпается от зимнего сна;- на деревьях и кустах набухают почки; -птицы прилетают с теплых стран и т. д.
Игра «Назови ласково»(- проводится с использованием мяча.)
Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).
Солнце – солнышко; лист – листочек; лужа – лужица; сосулька – сосулечка; дерево – деревце; капля – капелька; туча – тучка; ручей – ручеёк, ветка-веточка, день-денек, цветок-цветочек, птица-птичка
3 Слайд (идет весна)
-Много дел у весны- растопить снег, собрать талую воду в ручьи, напоить почву, умыть теплым дождем землю, согреть всех своим дыханьем, разбудить природу… Какие же еще есть дела у весны? Расскажите?
Разговор с весной
Воспитатель. Ну, весна, как дела?
Дети (хором). У меня уборка.
Воспитатель. Для чего тебе метла?
Дети (хором). Снег смести с пригорка.
Воспитатель. Для чего тебе ручьи?
Дети (хором). Мусор смыть с дорожек.
Воспитатель. Для чего тебе лучи?
Дети (хором). Для уборки тоже.
Все промою, просушу,
Всех на праздник приглашу! (О. Выготская)
А теперь вы мне расскажите о весне. (С помощью карточек-схем дети составляют рассказ о весне.)
-Весна- это замечательное и прекрасное время года, природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна.
-Наступила весна и всё вокруг ожило, сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Давайте послушаем как звучит пение птиц в весеннем лесу.
4 Слайд (фонограмма «Птичьи голоса»).
- Слышите? Это перелетные птицы вернулись домой из теплых стран. Сидят они на веточках и рассказывают о своих путешествиях.
(В это время выходят перелетные птицы : Ярослав- грач, Саша- скворец, Дима Ж. - соловей)
Дети здороваются с птицами : Здравствуйте, наши друзья!
Птицы : Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Расскажите птицы, где вы побывали?
Саша. : В жарких странах, жаркое лето, ни зимы, ни снега там нету!
Воспитатель: Расскажите, птицы, что вы повидали?
Дима Т. : Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, там растут деревья-лианы, там растут на пальмах бананы.
Воспитатель: Хорошо ли жили, вы вдали от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?
Ярослав: Мы скучали по деревьям, по звенящему ручью, по скворечне, по деревьям, по соседу воробью.
Все дети: Мы вас очень-очень ждали, вы бы с нами поиграли.
Физминутка
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетело сто грачей( «Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
- Ребята, какие птицы прилетают первыми? (Грачи)
5 Слайд (грачи)
- Прилет грачей - первая примета наступающей весны.
Кричит "крак",
Червякам всем враг.
Рассматривание картинки с изображением грача.
Грач - крупная птица. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.
Какая окраска у грача? (черная с фиолетовым отливом)
Какой клюв? (длинный, тонкий).
Как передвигается грач? (летает, прыгает, ходит).
Чем питается? (едят червей, яйца птенцов других птиц, семена, плоды растений, но больше всего любят насекомых).
Где живут грачи?
6 Слайд (Гнезда грачей)
(Строят гнезда на деревьях высоко. Снаружи гнездо похоже на взъерошенную шапку, зато внутри очень уютное и теплое. Гнезда строят из прутиков, сухих веточек, травинок, пуха, соломы).
Прослушивание аудиозаписи "Голос грача".
Ребята, а какая птица во дворце живет?
Эту птицу всякий знает :
На шесте его дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день… Скворец.
7 Слайд (Скворец)
Звучит аудиозапись "Пение скворца".
Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет. Показываю картинку: птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв мощный, желтый. На голове черный хохолок. А еще скворцы - настоящие певцы - пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц, а затем слагают свою песню: то ласточкой защебечут, то курицей закудахчут, то лягушкой заквакают.
-Чем питаются скворцы?
-Как называются домики, которые люди строят для скворцов?
8 Слайд Рассматривание скворечника:
Сверху на скворечнике крыша, круглый вход - леток. Почему он называется леток (птицы в него влетают). Скворцы возвращаются к своим прежним домикам, натаскивают туда перышки, сухую траву, листочки. Повторите предложение: «Скворец живет в скворечнике» (по очереди все повторяют)
Физкультминутка. (Побудем маленькими скворчатами)
Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.
Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.
Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.
Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)
И на улицу глядят. Полетать вдруг захотели, И тихонько в гнезда сели.
Загадка -Спереди - шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
А снизу белое полотенце… Ласточка.
9 Слайд Ласточка
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое.
10 слайд Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей домов. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Воспитатель
Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
11 слайд «Кукушка»
- Размерами чуть меньше голубя. Хвост длинный, ступенчатый, с белым кончиком. Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц и подбрасывают свои яйца. Птенцы кукушки, будучи еще неоперенными и слепыми, постепенно выталкивают остальных птенцов или еще невылупившиеся яйца из гнезда. Кукушка уничтожает огромное количество вредных насекомых, питается в основном ими. Особенно много поедает различных мохнатых гусениц.
12 Слайд Игра «найди перелетных птиц»
Дети на слайде отбирают перелетных птиц и сажают их на веточку дерева
- Каких еще перелетных птиц вы знаете? .
(Ответы детей)
-Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?
13Слайд строение птиц.
Речевая игра «птица»
Мы загадку отгадаем
И о ком она- узнаем.
Есть и лапы, и глаза,
Туловище, голова,
Грудь, спина,
Хвост и живот,
Два крыла и клювик- рот.
Ей на месте не сидится.
Отгадали! Это птица!
(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями) .
– Чем заняты птицы весной? (Ответы детей)
– Зачем птицам гнезда? (Ответы детей)
-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)
14 Слайд Игра «Разложи по порядку»
Картинки: птица на ветке, птица строит гнездо, птица в гнезде, птица кормит птенцов, птенцы учатся летать.
Воспитатель. Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы. Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-желтые или красные рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей.
15 Слайд Игра «Найди домик для птички»
- Мы часто говорим, что птицы - наши друзья. А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? (не разорять гнезда, не стрелять в птиц из рогаток, не брать птенцов)
-Воспитатель: Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений.
Раньше считалось, что весну приносят из дальних стран птицы на своих крыльях. И поэтому очень ждали их прилета. Пекли печенье в форме птицы.
В наше время люди весной отмечают «День птиц». К этому дню они делают скворечники и развешивают их на деревьях.
16 Слайд (стаи, вереницы, клин)
Воспитатель:
- А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, клином, поодиночке.
-Через горы, через море
Стайкой птицы к нам летят
Игра «Да- нет». Дети хлопают в ладоши, если ответ «да», топают ногами, если ответ «нет».
1. Птицы, которые остаются у нас зимовать, называются перелетными.
2. Птиц любить не нужно.
3. Первыми прилетают грачи.
4. Зимой птицам нужно помогать.
5. После зимы наступает весна.
6. Кукушка каркает.
7. Тело птиц покрыто перьями.
8. Птицы летать не умеют.
9. Птицы приносят огромную пользу.
10. Птицы радуют человека своим внешним видом и звонким пением.
11. Птицы уничтожают вредных насекомых.
Итог. Воспитатель: Ну вот мы с вами и рассказали о весне, о птицах. Осталось нам с вами обыграть весну. Давайте свои впечатления о весне оставим на лесной полянке. Мы с вами в группе нарисовали большую весеннюю поляну, а ещё у нас есть весенние картинки для этой поляны. Давайте приклеим все фигурки на поляну и оживим её (дети приклеивают на поляне предметы природы, птиц.)
Воспитатель: какая получилась красивая весенняя поляна! Теперь она будет