Светлана Цапко
ООД по развитию речи в старшей группе «Осенняя пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Обучающие:
—Учить выделять и называть осенние месяцы, устанавливать причинные связи; учить образовывать качественные прилагательные.
—Учить пользоваться мнемотаблицей при пересказе.
—Упражнять в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
— Формировать грамматический строй речи.
— Закрепить представления детей о признаках осени.
Развивающие :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
— Развивать речь, расширять словарный запас, уточнить значение слов.
— Способствовать развитию памяти, мышления детей.
Воспитательные:
— Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал и оборудование. Карточки с изображением перелетных и зимующих птиц по 1 на каждого ребенка, картинки «солнышко» и «снежинка», иллюстрации деревьев, иллюстрация «Осенний парк», осенний листок, мнемотаблица для пересказа.
Ход.
I. Организационный момент:
(Дети свободно стоят на ковре, стульчики расставлены полукругом)
Воспитатель:
Придумано кем – то просто и мудро,
При встрече здороваться:
— «Доброе утро!»
— Доброе утро, дети!
— Ребята, мы сегодня с вами поговорим, а о чем мы будем говорить, вы узнаете из загадки:
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим: кто художник этот?. (Осень)
Вопросы детям:
- Какое сейчас время года?
- Сколько месяцев длится осень?
– Назовите осенние месяцы.
II. часть: основная.
1. Упражнение «Осенью бывает очень разная погода» :
— Если осенью сыро, то осень… (сырая).
— Если осенью часто дует ветер, то осень… (ветреная).
— Если осенью тепло, то осень (теплая).
— Если осенью часто идет дождь, то осень… (дождливая).
— Если осенью часты туманы, то осень. (туманная).
— Если осенью холодно, то осень… (холодная).
Вопросы детям:
— Ребята, а мне показалось, что деревья стоят какие-то грустные, печальные? (Прикрепляет иллюстрацию с деревьями осеннего парка.) Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить? (Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили).
— А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».
— Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?.
2. Игра на словообразование:
— Вода падает – водопад
— Камни падают – камнепад
— Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
— Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!
— Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили?
— А давайте их ласково назовём!
3. Игра «Назови ласково» (С использованием иллюстраций.)
— Берёза – берёзонька/берёзка
— Осина – осинка/осиночка
— Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
— Дуб – дубок/дубочек
— Рябина – рябинушка/рябинка
— Липа – липонька/липушка
— Сосна – сосенка
— Клён – кленок/кленочек
— Тополь – тополёк/тополёчек
— Ива – ивушка
— Осень близится к своему завершению. Ноябрь месяц встретил нас первыми морозами. И вот уже зима спешит к нам.
4. Игра «Осенние слова»
— Передавая по кругу осенний листок, скажите по одному красивому слову об осени.
(Золотая, печальная, красивая. Дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная. Ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая).
— Почувствовали приближение холодов и птицы. Некоторые улетели в теплые края. Как называют таких птиц? (перелетными). К ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
— Каких перелетных птиц вы можете назвать, ребята? (ласточки, грачи, трясогузка, скворцы, кукушки, журавли, лебеди, соловьи).
— Но улетают не все пернатые. С нами остаются другие птицы. Как мы их называем? (зимующие или оседлые птицы)
— Назовите их (синица, снегирь, дятел, свиристель, поползень, удод, сорока, галка, и т. д.)
5. Подвижная игра «Птичий бунт».
Воспитатель выдает команде детей карточки с изображением птиц, перелетных и зимую-щих. По команде ведущего «зимующие птицы» должны собраться в одну стаю у столика, где есть изображение снежинки, «перелетные» – в другую, у столика с изображением солнца. Затем каждая команда смотрит, нет ли «чужих», а если есть, то выдворяют чужака, объясняя свое решение.
6. Мимические упражнения.
А). Изобразить птиц в морозный день. «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Б) Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц.
В) Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
— Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать, делать кормушки).
Люди заготавливают для них подкормку: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. У нас такой обычай: как выпадет снежок, удобную кормушку повесить на сучок!
— Птичью столовую можно сделать из любой упаковки от сока или других продуктов. Подойдут и обрезанные пластиковые бутылки. Конечно, если есть желание и время, то лучше всего сделать кормушку более просторной и удобной – из дерева.
— Ребята, я вам прочту рассказ «Кормушка», а вы его перескажите, и вам поможет вот такая мнемотаблица.
7. Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
III. Заключительная часть
— Давайте всегда будем помнить о том, что птицы нуждаются в нашей заботе. Помочь им в холодное, зимнее время совсем не трудно. Надо только проявить немного доброты. И, может быть, этим мы спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы, украшать нашу жизнь своим пением.
— Ребята наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось, чтобы вы поделились со мной и ребятами своими впечатлениями.
— О каком времени года мы с вами говорили сегодня?
— Какая осень вам запомнилась?
— Как мы, люди, можем позаботиться о птицах в холода?
— Что вам понравилось больше всего?
Всем большое спасибо, вы молодцы.