Ольга Кантемирова
ООД по развитию речи в подготовительной группе «Заучивание стихотворения «Тает месяц молодой» с использованием ТРИЗ технологий
▼ Скачать
ООД по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ :
«Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц»
Цель: Заучить с детьми стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой»
Публикация «ООД по развитию речи в подготовительной группе „Заучивание стихотворения „Тает месяц молодой“ с использованием ТРИЗ технологий» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение, используя ТРИЗ технологию, выразительно читать его с естественными интонациями;
2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста;
Развивающие :
1. Развивать мышление, память, речь.
2. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.
3. Обогащать словарь детей за счет слов на тему «Зима».
4. Развивать мышление, воображение, память, мелкую моторику рук
5. Развивать самостоятельность ответов и суждений (при ответах на проблемные вопросы и установлении причинно-следственных связей).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться с взрослым и сверстниками, формировать умение работать в коллективе;
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Зима», наблюдение во время прогулок, работа над составлением мнемосхем.
Ход ООД
1. Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель заходит вместе с детьми в группу, встают полукругом
Воспитатель: Ребята, у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
Встают в круг
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся, и друг и другу улыбнемся
Я вижу улыбки на ваших лицах, хорошее настроение.
Ребята сегодня я шла в детский сад и видела, как из детского сада, кто-то вышел, пригляделась, а это был Дедушка Мороз, когда я зашла в группу, то увидела на столе письмо. Прочитаем? Интересно, что в нем?
2. Поисковый этап:
«Здравствуйте ребята, я приходил к вам в гости, хотел попросить помощи, но не застал вас. В моем волшебном лесу случилась беда, Баба Яга заколдовала Снегурочку, и она забыла о зиме, о празднике, Скоро Новый год, помогите … а то я останусь без своей помощницы.
Ребята, как же мы можем помочь?
(рассказать о зиме, написать письмо….)
Ой, а тут есть продолжение, «Чтобы вернуть память Снегурочке, вам надо выполнить задания, которые я оставил в вашей группе»
Ну, что попробуем справиться с заданиями?
3. Практический этап:
Задание №1
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Игра «Что сначала, что потом»
- А сколько месяцев длится зима?
Дети: …
Воспитатель: Давайте их назовем?
Дети: …
Воспитатель: Какой месяц сейчас идёт?
Дети:…
Воспитатель: А какое время года было до зимы?
Дети: …
Воспитатель: А какое время года наступит после зимы? После весны?
Дети:…
Задание №2
Подойдите к нашей книге знаний,
Упражнение «Подзорная труба»
Давайте рассмотрим картину подробнее с помощью «подзорной трубы», Вспомним правило: называть нужно только один объект и не повторять.
-Ребята, сейчас мы увидели в «подзорную трубу» катание детей на лыжах, на санках, на коньках, игры в снежки, лепка снеговика. Как все это назвать, одним словом? (детские игры, зимние игры, зимние забавы)
Игра «Хорошо - плохо» (противоречивость явлений)
- Ребята, вы рады, что наступила зима?
- А что хорошо зимой? (Дед Мороз дарит подарки, Новый год, много зимних игр).
- А что плохого зимой? (холодно, дует ветер, можно простудиться и заболеть, птицы улетают в теплые края, звери засыпают, деревья стоят голые).
Воспитатель: А какие зимние игры вам нравятся?
Дети: Играть в снежки, кататься с горки, строить снежную крепость, …
Воспитатель: А вы мороза не боитесь? Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте сделаем зимнюю разминку.
Физкультминутка:
Здравствуй Зимушка-зима!
Что в подарок принесла?
Белый снег пушистый,
Иней серебристый
Лыжи, санки и коньки,
И на ёлке огоньки! (наклон вперед)
(разводим руки в стороны)
(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
(встаём на носочки, поднимаем руки вверх)
(ходьба на месте)
(поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Задание №3
(подходим к мольберту)
«Дед Мороз» приготовил для нас очень интересную игру, которая называется «Добавлялки – вычиталки». Готовы в нее поиграть? ( ответы детей: да)
Правила игры: нужно решить пример из двух картинок и найти правильный ответ-картинку на зимнюю тему. Я буду вывешивать вам на доске пример, а вы из этих картинок найдете ответ. Понятно? Например: Земля + снег = снежный покров (земля покрывается снегом);
Белка + зима = запасы на зиму;
Птица + холод = перелёт на юг;
Небо + снежинки = снегопад;
Дерево – лист = зимнее дерево (дерево без листьев);
Заяц + зима = белая шубка;
Игра + снег = игра в снежинки.
Человек + холод = шуба.
Медведь + зима = зимняя спячка (медведь, что делает зимой);
Река + зима = покрывается льдом (замерзает).
Воспитатель: Какие же мы молодцы, и с эти заданием справились.
Молодцы, а теперь проходим за столы, вначале проходят за столы те, у кого имя начинается на: В…., М….
Задание №4
«Собери картинку» (под музыку)
- Дети, Дед Мороз расстроился, из-за того, что у него раскололись картины о зиме, которые он мог бы показать Снегурочке. Поможем? ( ответы детей: да).
(Работа в парах)
Что получилось? Что изображено на картинке?
Зимой на улице очень весело: можно кататься с горки, на санках, на лыжах, наступает самый любимый праздник взрослых и детей (Новый год)
Задание №5
Слушайте следующее задание.
-Сейчас я прочту стихотворение замечательного русского поэта Самуила Яковлевича Маршака (вывешивается портрет, которое называется «Тает месяц молодой», а вы внимательно послушайте:
Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
Солнце за руку ведёт
Новый день и Новый год!
-Вам понравилось стихотворение?
- Как оно называется?
-Кто написал стихотворение?
-Как автор говорит про месяц в стихотворении? (месяц молодой)
-Как вы понимаете, что месяц тает?
(ночь заканчивается, месяц уходит на покой, он становится, менее заметен на небе)
-Как гаснут звезды? (чередой, друг за другом)
-Что появляется на небе после ухода месяца и звезд? (солнце красное)
-Откуда оно появляется? (из ворот)
-Кого ведет солнце? (новый день и Новый год)
Мы это стихотворение будем заучивать, а чтобы лучше запоминалось, поиграем в игру «Эхо» :
правила игры:
- Я говорю предложение из стихотворения ТИХО, а вы повторяйте ГРОМКО, как эхо.
- А теперь наоборот, я говорю ГРОМКО, а вы повторяйте ТИХО.
Ребята, это стихотворение вначале загадочное, поэтому первые строчки надо читать негромко, не торопясь.
А следующие строчки веселые, радостные, поэтому их надо читать весело, громко, выразительно.
Устали? Давайте немного разомнемся, но сделаем не только физминутку, но и потренируем наши язычки, чтобы стихотворение рассказать красиво, нужно четко произносить все слова.
Повторяем за мной, игра «Эхо»
Чистоговорка
Ма-ма-ма, вот пришла зима (хлопки по плечам)
Озы-озы-озы, ой, трещат морозы! (хлопки по рукам)
Ег-ег-ег, выпал белый снег (хлопки по бедрам)
Ра-ра-ра-ра, как рада детвора! (хлопки по коленям)
Ой - ой – ой, как хорошо зимой! (хлопки в ладоши)
Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь его запомнить. Чтобы вам было легче это сделать, я вывешу подсказки – мнемотаблицы, по которым вы будете рассказывать.
(чтение стихотворения воспитателем)
Кто хочет начать рассказывать стихотворение по мнемотаблицам?
Дети рассказывают стихотворение.
-Молодцы, мне нравится
Задание №6
Слушайте следующее задание
Подбор родственных слов (образование однокоренных слов).
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Я буду начинать фразу, а вы продолжать
Тихо, тихо как во сне падает на землю …. снег.
С неба все скользят пушинки серебристые …. снежинки.
На поселки, на лужок все летит-летит …. снежок.
Вот веселье для ребят всё сильнее …. снегопад.
Все бегут вперегонки все хотят играть в …. снежки.
Словно в белый пуховик. Нарядился …. снеговик.
Рядом снежная фигурка это девочка … снегурка.
На снегу то посмотри с красной грудкой …. снегири.
Словно в сказке, как во сне землю всю укутал …. снег.
Как на тоненький ледок выпал беленький … (снежок)
(Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири, все эти слова начинаются на звук С)
- Возьмите каждый по одному снежку, встаньте в круг. Играть мы будем только глазами, не поворачивая головы.
Зрительная гимнастика
В руки вы снежок возьмите,
На него вы посмотрите
Вверх снежок вы поднимите
Глазками за ним следите.
Вниз снежок вы опустите,
Снова на него взгляните.
Снежок вправо, влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
4. Рефлексивно – оценочный этап:
Задание №7
Вот мы и выполнили задания Деда Мороза, как вы думаете, мы справились? Вам понравилась? Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что было трудным?
Подойдите к моей волшебной коробке, возьмите по снежинке и скажите, чем именно понравилось заниматься (высказывается каждый ребенок)
5. Последующая работа:
Извините, пришло сообщение. Пишет Дед Мороз, благодарит нас за то, что мы расколдовали Снегурочку, и она готовится к встрече Нового года, а еще
Дед Мороз передал для вас подарки – эти волшебные мешочки, скоро Новый год и вы можете попросить у Дедушки Мороза подарок. Дети постарше, пишут письма с пожеланиями, а мы с вами эти желания нарисуем на волшебных мешочках, а когда Дед Мороз придет к нам на праздник в детский сад, то он все ваши желания увидит и обязательно исполнит.