Анна Скрипаль
Конспект родительского собрания в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»
Цель:
повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей
Задачи:
1. Вызвать у родителей интерес к детскому экспериментированию
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе „Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2. Дать информацию о детской любознательности
3. Дать информацию по опытам в домашних условиях
4. Развивать познавательный интерес к окружающему, самостоятельность, активность, детей старшего дошкольного возраста
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателя по организации совместной деятельности с родителями.
Ход:
Родители воспитанников рассаживаются, столы расславлены по кругу.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы детского экспериментирования в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение
Что такое экспериментирование?
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Цель экспериментальной деятельности :
Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Игровая и экспериментальная деятельность являются ведущим видом деятельности в развитии дошкольника.
Само слово «эксперимент уже вызывает интерес.
Вот именно поэтому мы и применяем в работе с детьми поисково - исследовательскую деятельность для всестороннего развития дошкольников, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира.
Наши знания не укладываются в рамки понятия «занятие». Это игры, опыты, проводимые с детьми. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)
• внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
• речь (в процессе рассуждений, анализирования, выводов);
• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь.
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся, обмениваются опытом, знаниями, переживаниями с родителями и сверстниками, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
И в этом должны помогать не только воспитатели, но и вы родители.
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во-первых, самому быть любопытным.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований : по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях? На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений!
Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.
Производит впечатление на детей и такой простенький опыт : добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться).
"Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам"
Ральф У. Эмерсон
Какими бы ни были интересными рассказы взрослого, ребёнок быстро устаёт слушать и наблюдать. Во время экспериментирования у ребенка сохраняется высокий интерес к деятельности, возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры он учится ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы.
В процессе взросления ребенка, взрослый должен расширять границы возможного исследования ребенка, поддерживать его любознательность, развивать, поощрять интерес к окружающему миру и создавать все необходимые условия для формирования познавательной активности и потребности к самостоятельной исследовательской деятельности.
Поэтому один из эффективных методов развития детской любознательности-экспериментирование.
Сегодня я хочу вас познакомить с серией несложных опытов. Но прежде, чем мы с вами приступим к работе, вспомним о правилах безопасности.
1. Будьте предельно осторожны при проведении экспериментов, в которых используются лекарства или химические реактивы!
2. Не оставляйте детей наедине с ними!
3. Следите, чтобы результаты химических экспериментов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!
4. Соблюдайте правила безопасности!
1 опыт. «Как заставить холодную воду закипеть». Берём стакан, добавляем немного воды, примерно 1/3 стакана, вливаем 1 ч. л. уксуса или лимонной кислоты, затем аккуратно добавляем 1 ч. л. соды и наблюдаем. Вода «закипела», при этом стакан остается холодным. Почему так произошло? Делаем вывод. Сода с уксусом вступают в реакцию, при этом выделяется углекислый газ в виде пузырьков.
Очень простой опыт, но тоже очень интересный.
2 опыт. «Яйцо утонет или всплывет?». Материал: 2 яйца, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.
Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.
Если вода соленая, ее вес, плотность увеличивается и поэтому яйцо плавает.
3 опыт. «Куда делись чернила».
Налейте в стакан воды добавьте немного любой краски.
Какая стала вода? Бросьте таблетку активированного угля. Что произошло? Как вы думаете почему? Активированный уголь очистил воду. У многих из вас дома есть фильтры для очищения воды, вот так же они очищают воду от вредных веществ.
4 опыт. «Как достать скрепку не намочив рук?».
Налейте в тарелку немного воды, опустите в нее скрепку. А теперь подумайте, как можно достать скрепку не намочив рук. В итоге опыта скрепка достается магнитом. Вывод: магнит имеет свойства притягивать металлические предметы.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.