Папки-передвижки

ООД по познавательному развитию «Каждый звук — кусочек мира!»

Людмила Чеботарева
ООД по познавательному развитию «Каждый звук — кусочек мира!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука.

Задачи:

1) Расширить знания детей о звуках (условное обозначение).

2) Развивать произвольное внимание, память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук.

3) Воспитывать усидчивость, интерес к экспериментированию.

Ход ООД

1 часть. Экспериментирование.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать ненадолго настоящими учёными и наш детский сад превратится в научную лабораторию. Надевайте шапочки.

Публикация «ООД по познавательному развитию „Каждый звук — кусочек мира!“» размещена в разделах

- В лаборатории учёные проводят исследования. Что же мы будем сегодня исследовать? Отгадайте…

То и дело лезут в душу:

"Эй, ты, уши надеру!"

"Ты, приятель, видно, уши

Мыл компотом поутру!"

Или

"Вам надули в уши!"

Или

"Уши навострил!"

Или "Мишка неуклюжий

Вам на ухо наступил!"

Для чего даны нам уши?

Уши очень нам нужны,

Потому что мы с рожденья

Звуками окружены…

Каждый звук - кусочек мира.

В каждом звуке - целый мир.

В звуках - вся моя квартира,

В звуках - тысячи квартир.

Звуки в радости и в скуке,

Звуки - свет и звуки - тень.

День заканчивают звуки,

Звуки начинают день…

- Кто догадался, что мы будем исследовать? (звуки)

Что такое звук? Скажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук, попробуй, догони!

Даже если подойдёшь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдёшь,

А услышать можно.

Мир, который окружает нас, полон звуков. И я расскажу вам много интересного о том, откуда они берутся

1 пара: У вас на столе лежит бумага 2 видов, сравните ее по толщине, отличается? Скомкайте тонкую бумагу, затем толстую. Звуки отличаются? Когда комкали тонкую бумагу, какой слышали звук? А толстую? Какой можно сделать вывод? Чем тоньше бумага, тем звук выше. Чем толще, тем звук ниже. Что напомнил вам этот звук? (шелест листьев).

2 пара: Поднесите ко рту полоски бумаги и подуйте на нее. Что напоминает вам этот звук? (вой ветра).

3 пара: А сейчас медленно по капельки перелейте из одной баночки воду в другую. Что это за звук? (дождя, капели, звон ручья).

- Спойте песенку комара, жука, поиграйте языком, как я. (упражнение "лошадка") Что напоминает вам этот звук? (стук копыт). Все эти звуки мы сами создавали, а сейчас давайте закроем глаза и послушаем тишину. Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?

- Ребята, я хочу вам открыть первый секрет. Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется".

Хотите в этом убедиться. Пододвиньте к себе счетную палочку. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите счетную палочку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.

- Услышали звук, а почему? /потому что палочка дрожала/.

- В каком случае гитара будет издавать звуки? /верно, если мы ее подергаем за струны/.

- Почему звучит гитара? /потому что дрожит струна/.

- Поставьте пальцы на горло и произнесите чистоговорку: "Са - са - са - к нам летит оса.

- Что вы почувствовали? /дрожание/. Верно, это дрожат ваши голосовые связки. Давайте повторим первый секрет:

Звучит только то, что дрожит.

- А сейчас я открою вам второй секрет.

Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.

4 пара: /Предлагаю чашки, тарелки, блюдца - целые и с трещинками. Осторожно ударяют по ним ложечкой/.

- Есть ли разница в звуке? Почему? У целой посуды звук чистый и прозрачный. У поврежденной - глухой. Это происходит оттого, что звук на своем пути неожиданно встречает препятствие (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.

- Я открою вам третий секрет. Чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую пленочку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.

5 пара: Бросьте камушек в тазик с водой. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Ведь звук - это волна невидимая, но слышимая.

У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха.

- Давайте повторим третий секрет.

Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

Проблемная ситуация

- Если вам завтра рано вставать, а будильник звучит слишком громко. Подумайте, что можно сделать, чтобы не разбудить остальных, но проснуться самому? /накрыть будильник подушкой/.

Назовите три моих секрета?

Звучит только то, что дрожит.

Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.

Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

- А теперь из учёных вы снова превращаетесь в ребят.

Физкультминутка.

Это я.

Это глазки. Вот. Вот. (Имитационные движения под текст стихотворения.)

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

Мини итог.

Много звуков есть на свете :

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их тоже знать должны.

2 часть. Экскурсия в Город Букв.

- Выходим на лестницу. (На лестнице - дидактическая стена - "Город букв")

- В одной волшебной стране жили буквы. Страна эта была совсем крохотная. В ней жили всего тридцать три жителя. И у каждого жителя был свой голос – звук. Шесть звуков были певцами : а, о, э, у, и, ы. Им подпевали: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть их называли — гласными. Звуки между собой очень дружили и распевали волшебные песни.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует голос зовёт

Звук получается гласный.

- Поиграем в игру «Найди домик буквы и спой её песенку» (глазками следите за указкой).

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

А могут летать высоко в синеву:

А, и, э, ы, о, у.

Вот проснулись мы с утра,

Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а. "

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"

Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".

Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".

Но в этой волшебной стране есть ещё жители — согласные звуки. Чтобы их произнести, воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтому они и называются согласные звуки. Некоторые из них живут по парам, потому что похожи по голосу, только одни говорят звонко, а другие глухо. Попробуем их назвать: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Остальные буквы тоже заселили домики, они или нашли похожую букву, или поселились с буквой похожей по голосу-звучанию, а кто-то поселился один. Давайте их назовём. Найдите буквы похожие друг на друга - Л и М, а Н и Р не очень похожи, но имеют звонкие голоса. Какие ещё буквы похожи? Ц и Щ, обе с хвостиками, а Ч и Й всегда мягко произносятся. Буква Х похожа сама на себя и решила жить одна, посерединке. Посмотрите внимательно, мы все буквы назвали?

Есть ещё две буквы, которые не имеют голоса – это твёрдый и мягкий знак. Как их различить?

Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твёрдый знак

Кепку носит только так.

Если эти знаки стоят после буквы, то и буква произносится твёрдо или мягко, в зависимости от того, какой знак стоит - твёрдый или мягкий.

Посмотрите, всех жителей страны букв мы назвали?

Здесь есть ещё знаки – точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки.

- А они о себе сами скажут:

(дети надевают шапочки со знаками и читают стихи)

Точка

Всех главней, конечно, точка.

Без неё ведь никуда.

Ей заканчивают строчку,

Она в тексте есть всегда.

Запятая

Зовусь я - запятая,

Девица завитая.

Все ставят меня ловко

На каждой остановке.

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Вот какой я мастак –

Вопросительный знак.

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Мини итог.

- Любимый русский алфавит из букв и звуков состоит.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Дальше знаете уже.

Звуки с вами говорим, произносим и кричим,

Шепчем, воем, слышим. Буковки мы - пишем,

Можем их нарисовать, напечатать и прислать!

То есть звуки только слышим, а буквы – видим, пишем!

- А теперь становимся в весёлый паровозик и под песню о буквах идём в группу, можно подпевать.

Использованы материалы:

https://www.maam.ru/detskijsad/zvuki-rechi.html

https://50ds.ru/vospitatel/1438-zanyatie-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoy-gruppe-zvuki-v-nashey-zhizni-i-rechi.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/01/23/konspekt-zanyatiya-tema-zanyatiya-znakomstvo-s-ponyatiyami-glasnye

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-glasnye-i-soglasnye-zvuki-podgotovitelnaja-grupa-zanjatie-10.html

https://50ds.ru/vospitatel/924-zanyatie-glasnye-i-soglasnye-zvuki.html

https://allforchildren.ru/poetry/music007.php

https://www.znaki-pr.ru/texts/znaki-pr_stihi%26pics.html

Публикации по теме:

Интегрированный конспект по познавательному развитию, художественно-эстетическому, речевому развитию «Профессии» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: Разные профессии. Программные задачи: - Познакомить детей с несколькими.

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи «Семья» Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет). Время использования: при изучении лексической.

Конспект ООД по познавательному направлению развития «Дети народов мира» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Малышок» Конспект ООД по познавательному направлению развития.

Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе на Тема: «Звук, величина, цвет» Цели. Учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления.

Конспект по познавательному направлению развития «Дети народов мира» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Малышок» Конспект ООД по познавательному направлению развития.

Конспект по познавательному развитию развитию в подготовительной группе «Откуда берутся снег и лед?» .

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия «Звук [Ж]» Тема: Звук «Ж» Цели: Учить детей понятию «слово». Знакомить со способом интонационного выделения звука «Ж» в словах. Ввести термин «Звук».

Конспект занятия по речевому развитию «Любимый звук ужа» Конспект занятия по речевому развитию. Тема «Любимый звук ужа» Цель: способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, посредством.

НОД по познавательному развитию и речевому развитию в подготовительной к школе группе «Святки, да колядки» НОД по познавательному развитию и речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Святки, да колядки». Вид непосредственной.

НОД по развитию речи «Звук [А]» Программное содержание: учить различать и четко произносить звук упражнять в правильчом произношении звука [а] в словах и выделении его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по познавательному развитию «Каждый звук — кусочек мира!»
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 21:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД по познавательному развитию «Каждый звук — кусочек мира!»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Чеботарева (УИ 142682) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД