Лейла Шабалина
НОД по развитию речи «Звук [А]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: учить различать и четко произносить звук упражнять в правильчом произношении звука [а] в словах и выделении его голосом; укреплять мышартикуляционного аппарата; развивать фонематический слух, речевое дыхачие и слуховое внимание; закрепить представление о признаках осени.
Публикация «НОД по развитию речи „Звук [А]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: магнитный мольберт; аудиопроигрыватель; вальс Е. Доги в к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»; сюжетная картина «Осень» (листопад, отлет птиц); письмо, украшенное осенними листьями; муляжи грибов; листья вбумаги разного цвета; две корзинки; картинки (апельсин, ананас, абрикос); рабочие тетради.
Методика проведения
Организационно-мотивационный момент
На мольберте сюжетная картина «Осень». Педагог читает отрывок из стихотворения
М. Ивенсен «Осень».
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Воспитатель. Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята, осень золотая прислала нам письмо. Послушайте.
«Здравствуйте, ребята! Осенью лесные жители готовятся к зиме, делают запасы еды. Например, белочки собирают орешки, грибы, чтобы зимой ими питаться. Белочкам очень трудно их собирать. Я прошу вас приехать в лес и помочь белочкам собрать грибочки».
Затем педагог читает последнее четверостишие из стихотворения М. Ивенсен «Осень».
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
П. Ознакомление с новым материалом
Воспитатель. Ребята, давайте сядем в поезд и поедем в лес.
Дети встают друг за другом, каждый кладет руки на плечи того, кто стоит впереди
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят
Везут они веселую
Компанию ребят.
Педагог и дети передвигаются по комнате друг за другом.
Воспитатель. Ребята, поглядите в окошко. Как там на улице — холодно или жарко?
Дети выполняют артикуляционное упражнение «Окошечко» несколько раз: широко открывают рот — «жарко», закрывают рот — «холодно».
Воспитатель. Вот мы и приехали в осенний лес.
На ковре муляжи грибов, прикрытые разноцветными бумажными листьями.
Воспитатель. Смотрите, сколько здесь разноцветных листочков! Что-то под ними прячется. Что это? (Грибочки.) — Давайте их собирать.
Дети собирают грибы и складывают в корзину.
Воспитатель. Молодцы, ребята, все грибы собрали, белочки будут рады. Пссмотрите, у меня есть картинки с изображением фруктов. Назовите их.
Педагог помещает на мольберт картинки с изображением апельсина, ананаса и абрикоса. Дети называют фрукты, выделяя в словах первый звук.
Воспитатель. Какой первый звук в этих словах? (Звук
А-а-а!
Пошире рот открой,
Не ленись и громче пой!
А-а-а!
Пою и я, и ты,
Упражнения просты:
Е. Карельская
Затем педагог предлагает детям подойти к столам, на которых лежат открытые тетради, и рассмотреть рисунок.
Ш. Работа в тетради (с. 4)
Задание 1. Все кричат: ворона, собака, гусь, утки, улетающие на юг.
Покажи. кто как кричит. А как кричит младенец? Помоги маме укачать ребенка.
Повтори за ней: «А-а-аа!»
Воспитатель. Когда произносим звук [а], губы в спокойном состоянии. Рот широко открыт. Язычок спокойно лежит во рту. Работает ГОРЛЫШКО.
Дети кладут руку на горлышко, произносят з зук [а] длительно, без напряжений и крика, на одном выдохе.
Танец с листочками «Осенний вальс»
Педагог с детьми подходят к «полянке», на которой лежат разноцветные листья.
Воспитатель. Ребята, вспомните: что происходит с листьями во время листопада?
Листья красиво летают, поднимаются в небо, кружатся, а затем падают на землю.)
Ветер сильно вдруг подул.
Листья с дерева смахнул.
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.
Воспитатель. Давайте потанцуем с листочками.
Дети берут с «полянки» по два листочка и танцуют под музыку вальса Е. Доги из к/ф Мой ласковый и нежный зверь».
Работа в тетради (с. 4)
Задание 2. Что изображено на рисунке? Произнеси названия предметов вслух.
Какой звук слышится во всех этих словах?
Физминутка «Птичка»
Воспитатель. Осенью птицы улетают в теплые края.
Давайте превратимся в птичек и полетаем.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Села птичка на окошко, (Приседают на корточки.)
Посиди у нас немножко, (Слегка постукивают пальчиками по полу.)
Погоди, не улетай! (Грозят указательным пальчиком.)
Улетела. Ай! ( Произнося: «Ай!», разводят руки в стороны, затем изображают летающих птиц.)
Воспитатель Молодцы, ребята! Вы сегодня сделали доброе дело — помогли белочкам, а также познакомились со звуком [а], который есть во многих словах.