Евгения Лапшина
ООД по математике в старшей группе «Геометрические фигуры. Трапеция»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Основная цель: Знакомство с новой геометрической фигурой «трапеция»
Задачи:
Обучающие:
Публикация «ООД по математике в старшей группе „Геометрические фигуры, Трапеция“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Учить узнавать и называть геометрическую фигуру – трапеция;
2. Формировать представления об отличиях плоскостных геометрических фигур
3. Учить находить геометрическую фигуру – трапецию в предметах окружающего мира
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции
- анализ свойств исследуемых объектов (при обследовании трапеции);
- сравнение свойств предметов (сравнение плоскостных геометрических фигур);
- обобщение (при введении понятия «четырехугольники»)
2. Закреплять умение определять и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб)
Воспитывающие:
1. Мотивировать детей на проявление сочувствия и желания оказать помощь.
2. Способствовать формированию поведения детей в соответствии с гендерной принадлежностью.
Раздаточный материал :
1) набор геометрических фигур на подгруппу детей (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
2) счетные палочки;
3) фломастеры;
4) заготовки для рисования
Демонстрационный материал :
1) трапеции : большая и маленькая
2) «волшебная дорожка» из геометрических фигур
3) круг, треугольник и квадрат
4) картинки с изображением разных предметов окружающего мира;
Предварительная работа:
Знакомство с геометрическими фигурами согласно программе ФЭМП
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
* ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
* обращение к личному опыту детей;
* создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность
Дети входят в зал, здороваются с гостями, проходят к стульчикам. Воспитатель показывает маленькую трапецию и говорит, что нашла ее сегодня, когда пришла на работу.
- Ребята, вы знаете кто это? (не знаю, (фигура)
- Как мы можем точно узнать кто это? (посмотреть в книге, (спросить у взрослых).
- А у нее мы можем спросить? (да)
- Спрашивайте (Как тебя зовут? - не знаю. (Где ты живешь? - в стране Геометрии)
Тр. – Я пошла гулять и заблудилась. Я очень хочу домой к маме. Она наверное очень переживает.
- Ребята, что же нам делать? (отвести домой, (помочь найти маму)
- Вы хотите ей помочь? (хотим)
- Что мы должны для этого сделать? (Позвонить маме, (Отправиться в страну Геометрию).
- Мы можем ей помочь? (да)
- Тогда в путь!
- Я верю, что у нас все получится, потому что мы вместе, друзья, дружная команда.
- Не забудьте, что в дороге случается всякое. Мальчики должны быть особенно внимательны и ограждать девочек от опасностей.
- Чтобы попасть в страну Геометрию нужно сказать волшебные слова.
Дети проходят по дорожке из геометрических фигур, говорят волшебные слова
Ты на круг ногой ступи
И овал не пропусти
Дальше следуют квадрат,
Прямоугольник его брат.
Треугольник, ромб и снова
Ты ногою в круг вступи,
Куда надо попади.
-А сейчас возьмемся за руки, встанем в круг и назовем то место, куда мы хотим попасть. (Ге-о-мет-ри-я)
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
* актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
- Вот мы и в стране Геометрия.
- Ребята, а вы знаете кто живет в стране Геометрии? (геометрические фигуры, (фигуры, (не знаем)
Но где же все жители? (не знаю, (куда-то ушли, (спрятались).
- Что же будем делать? (поищем их)
- Давайте поищем!
Дети находят «волшебный мешочек» с геометрическими фигурами.
Игра: «Что в мешочке»
- Хотите посмотреть что там? (да, (хотим)
- Каждый из вас по очереди достанет предмет из мешочка и назовет его.
Дети по очереди достают из мешочка геометрические фигуры и называют их.
- Ребята. Посмотрите есть ли среди ваших фигур такие же как наша малышка? (Нет)
- Посмотрите внимательно, может быть есть что-то общее с вашими фигурами?
Воспитатель разбирает с детьми особенности четырехугольников.
- Что же нам делать? (искать дальше)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
* Создание ситуации затруднения;
* Фиксация в речи причины затруднения.
Дети идут дальше. Перед ними три дороги, ведущие в разных направлениях. Дороги обозначены геометрическими фигурами : круг, треугольник и квадрат.
- Ребята, по какой же дороге идти нам? Воспитатель, с помощью наводящих вопросов, добивается, чтобы дети выбрали дорогу, где изображен квадрат, т. к. это четырехугольник, так же как маленькая трапеция.
- Почему вы решили пойти по дороге, куда оказывает квадрат? (потому что у него тоже 4 угла и 4 стороны, как и нашей малышки, (потому что наша малышка и квадрат четырехугольники)
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
* Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
* Фиксация нового знания в речи и знаково;
* Создание ситуации успеха.
- Смотрите, какой-то дом. Давайте узнаем кто здесь живет.
Стучимся. Появляется большая трапеция.
- Давайте поздороваемся. (дети здороваются)
- Что у вас случилось? Почему вы плачете?
Б. тр. - Я – Трапеция. У меня пропала дочка – маленькая Трапеция. Я очень переживаю как бы с ней не случилось беды. Вы её не видели? (Она с нами, (мы нашли ее).
- Так вот как зовут малышку, она -.
Дети договаривают предложение «трапеция».
Большая Трапеция предлагает :
- Я хочу вас отблагодарить и приглашаю вас к нам в гости. Там вы лучше познакомитесь с нашей семьей.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях
Требования:
* Соответствие используемых игр цели занятия;
* Индивидуальные затруднения в играх;
* Ситуация успеха в совместной деятельности.
Дети проходят за столы.
Воспитатель:
- Сейчас я вам расскажу про трапецию. Трапеция – это геометрическая фигура, у которой 4 угла и четыре стороны. Но, посмотрите внимательно – нижняя и верхняя стороны параллельны и разной длины, а боковые стороны наклонные. Возьмите пожалуйста палочки и попробуйте выложить трапецию на столе.
Дети берут счетные палочки и выкладывают на столе трапецию.
Б. Тр. – Молодцы, ребята! А теперь подойдите сюда и попробуйте среди этих картинок выбрать те, на которых есть трапеция.
На столе лежат разные картинки. Дети выбирают соответствующие заданию б. Трапеции.
Воспитатель:
- Ребята, оказывается у м. Трапеции сегодня День рождения. Давайте сделаем ей подарки.
Дети садятся за столы и рисуют картины в подарок м. Трапеции (на заготовках уже есть трапеция, которую нужно превратить во что-нибудь). Дарят подарки м. Трапеции.
- Ребята, мы совершили сегодня с вами очень добрый поступок – нашли м. трапеции ее маму и теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Дети прощаются с трапециями, выходят на дорожку. Произносят слова:
Ты на круг ногой ступи
И овал не пропусти
Дальше следуют квадрат,
Прямоугольник его брат.
Треугольник, ромб и снова
Ты ногою в круг вступи
Куда надо попади.
6. Итог.
Требования:
* Организация анализа детской цели;
* Фиксация нового знания в речи;
* Определение выполнения взрослой цели.
- Ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение? (да)
- Где мы с вами побывали? (в стране Геометрия)
- Зачем мы туда ходили? (чтобы найти маму)
- У вас получилось найти маму? (да)
- Какую новую геометрическую фигуру вы сегодня узнали? (трапеция)
- Что вам понравилось в стране Геометрии? (ответы детей)
- С какими трудностями вы столкнулись? (ответы детей)
- Вы, ребята все молодцы, но скажите, легко ли вам было найти маму м. трапеции, если бы рядом не было друзей? (нет, с друзьями лучше).
- Вы меня очень порадовали, потому что любите узнавать новое, умеете дружить, приходите на помощь тому, кто этого ждет. Молодцы!
Дети прощаются с гостями, уходят.