Любовь
Конспект организованной образовательной деятельности «Серебристое звучание черно-белых линий» для детей 5–6 лет
▼ Скачать +Заказ
Конспект организованной образовательной деятельности:
«Серебристое звучание черно-белых линий».
(Творческая манера художника-иллюстратора Аркадия Мошева).
Программное содержание:
Познакомить детей с творчеством и особенностями художественного почерка иллюстратора А. Мошева. Формировать умение выделять средства выразительности, используемые художником: линия, пятно, штрих. Формировать интерес детей к иллюстрациям художника, желание их рассматривать, высказывать свое отношение к ним. Развивать эстетическое восприятие выразительных образов в иллюстрациях художника.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Серебристое звучание черно-белых линий“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Материал:
1. Справочный материал о творчестве А. Мошева.
2. Иллюстрации и эскизы работ художника.
3. Альбомный лист, простой карандаш, ластик.
Ход образовательной ситуации:
Педагог: «Сегодня, дети, мы поговорим о творчестве очень интересного художника Аркадия Мошева. Он родился в старинном городе Кудымкаре в Коми-Пермяцком автономном округе. Северный край – удивительный, там много рек, озер, а леса – густые, дремучие. Жили в том краю люди Севера. Они занимались земледелием, животноводством, собирательством, ловили рыбу. Северные люди смелые, сильные, выносливые. Они охотились на медведей, лосей, волков, охраняли свои города и поселки от врагов.
Зимой, когда снег заносил дома по самые крыши и видны были только дымки из труб, дети любили кататься на санках, а взрослые делали из дерева посуду – ковши, чаши, солонки, лотки, корытца; плели из бересты – тиса, пестер, чуман и др., украшали их орнаментами – «простая голова», «оленьи рога», «утиные лапки» и т. д. Женщины пряли шерсть, ткали ткань для одежды. Мужчины делали сани, дуги для лошадей, деревянную посуду.
В школе Аркадий Мошев хорошо рисовал. Дома рисование считалось делом несерьезным. Став взрослым, и окончив Московский полиграфический институт, он всю свою жизнь посвятил созданию рисунков к народным сказкам. Он оформлял книги русских и коми авторов».
Педагог предлагает детям посмотреть иллюстрации к народным пазкам коми, выполненные художником:
– Посмотрите, какие иллюстрации нарисовал Аркадий Мошев к первому сборнику коми сказок для детей «Яг–Морт – лесной человек». На обложке книги изображен Яг–Морт – лесной человек, нечистая сила. В декоре обложки использованы элементы, навеянные Пермским звериным стилем. Это изображения водоплавающих птиц, медведя и пушных зверьков – соболя, куницы.
Посмотрите на иллюстрацию «В доме у Яг-Морта»: Кто изображен на рисунке? Каким нарисовал Аркадий Мошев Яг-Морта? Он страшный? Почему? Что делает младший сын охотника? Какие предметы изобразил художник в доме Яг-Морта? Какими красками выполнена иллюстрация? Художник умело использует контрастное сочетание черного и белого цветов. Твердая линия несколько углового рисунка наполняет иллюстрации духом сурового таёжного края, наделяет северных людей бесстрашием и силой.
А вот следующая иллюстрация – «К Яг-Морту за огнем». Воспитатель читает отрывок сказки.
Педагог: «Следуя сюжету сказки, автор рассказывает, как младший сын охотника отправился за огнем к лесному чудовищу Яг-Морту, перехитрил его и получил, благодаря своей смекалке, не только огонь, но и ружье самострельное, и траву целебную.
Эта иллюстрация раскрывает содержание книги, ее сказочный, волшебный мир: черный лес на дальнем плане, охотничий амбар, высоко поднятый на причудливых столбах, далеко внизу на небольшом белом пространстве фигурка охотника. Белый я черный цвета создают таинство, напряженную атмосферу: преобладающий черный с таинственными тенями на белом снегу приобретает зловещий, тревожный смысл, предвещая какие-то события. Белый, олицетворяющий добро, передан беспокойно: свет зыбок, ненадежен, его мало. Небо обозначено штрихом.
Художником продумано все: каждая иллюстрация обрамлена рамкой коми национального орнамента. Начало каждой сказки выделено заставкой по мотивам Пермского звериного стиля».
В конце образовательной ситуации воспитатель говорит: «Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, выполненные художником Аркадием Мошевым, и увидели, как умело он проникает в содержание текста, предает национальный колорит северным сказкам. В своих иллюстрациях художник добивается серебристого звучания черно-белых линий. На следующих занятиях мы с вами продолжим знакомство с творчеством Аркадия Мошева.
А сейчас возьмите простые карандаши и нарисуйте какой-нибудь эпизод из сказки «Яг–Морт – лесной человек». Постарайтесь рисовать так, как рисует художник Аркадий Мошев».
Дети приступают к самостоятельной изобразительной деятельности. По окончании работы дети вместе с воспитателем обсуждают и анализируют получившиеся рисунки с точки зрения выразительности образа и сравнивают с иллюстрациями художника.
Книги для детей, оформленные А. Мошевым:
1. Барикова В. Ведьмино кольцо. – Сыктывкар, 1970.
2. Лесной человек – Яг–Морт и другие сказки. – Сыктывкар, 1982.
3. Осипов И. Вишерские песни и сказки. – Сыктывкар, 1986.
4. Пера-богатырь. Сказки северных народов. – Сыктывкар, 1983.
5. Сосна до самого неба: Коми народные сказки. – Сыктывкар, 1973.
6. Трусова В. Я на севере живу. – Сыктывкар, 1971.