аноним
ООД по формированию целостной картины мира «Путешествие в лес» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по формированию целостной картины мира «Путешествие в лес» для детей старшей группы
Задачи:
Формировать умение ориентироваться в растительном и животном мире, устанавливать цепочку взаимосвязи явлений в природе. Обогащать знания детей о животном и растительном мире леса. Знакомить с полезными и целебными свойствами растений леса. Подвести к пониманию необходимости охраны окружающей среды. Закреплять умение отгадывать загадки.
Развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, память.
Публикация «ООД по формированию целостной картины мира „Путешествие в лес“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать чувство радости от сотрудничества и совместных действий (со сверстниками и объектами живой природы, бережное отношение к лесу и его жителям, желание помогать природе; Осознанное отношение к сохранению своего здоровья.
Оборудование: игрушечные зайчик и белочка, картинки с изображением птиц, две корзины, шишки еловые и сосновые, полотно голубого цвета, кормушка для птиц, плакат с изображением человеческого рта (челюсти, тюбик зубной пасты, зубная щетка, сухие цветы ромашки (гербарий, мешочек с ромашкой, иллюстрация с изображением ромашки, марлевая повязка, пенечки, декорации для имитации леса, природный материал, плоскостные круги красного и зеленого цвета, компьютер, интерактивная доска, слайды, аудио записи пения птиц, песни.
Словарная работа: Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные: ель-еловые, сосна – сосновые.
Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок, знакомство с целебными свойствами трав и растений, беседы о лесе: его обитателях и растительном мире. Наблюдения в природе за природными явлениями.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, возьмитесь за руки, давайте настроимся на дружбу, вместе скажем:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
- Ребята, любите ли вы природу и все живое на земле?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес, где мы сможем узнать много интересного и познавательного. Вы согласны?
- Сейчас мы с вами отправимся в лес, но он не простой, а сказочный. (Звучит музыка, дети взявшись за руки следуют за воспитателем в имитируемый лес).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои!
- Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как ярко светит солнышко, зеленеет травка, поют птицы, воздух прозрачен и чист. Как здесь хорошо! Ребята, а вот и пенечки, давайте сядем на них и послушаем пение птиц (аудио запись пения птиц).
- Голоса каких птиц вы услышали? Поют ли осенью соловьи? Где можно встретить синицу, воробья? Можно ли увидеть сову в городе? Почему? Кого называют врачом леса?
- Ребята, вы знаете, что птицы бывают зимующие и перелетные. Смотрите сколько картинок с птицами! Все сбились в общую стаю и запутались кому с кем по пути. Давайте поиграем с ними и поможем вспомнить кому и куда нужно лететь! Разделим их, перелетных нужно выбрать и положить на голубое полотно-это небо. А зимующих птиц из общей стаи перенесем на кормушку.
Проводится дидактическая игра «Поможем птицам найти свою стайку»
- Дети, сказочный лес делится с нами своими историями (слышен голос плачущего зайчика). Что это с ним? Зайчик ранил лапку. Дети, как можно помочь зайчику?
Подвести детей к решению ситуации. Выяснить, какое лекарственное растение поможет зайчику? (подорожник). Какие еще лекарственные растения вы знаете? (Крапива, душица, зверобой, шиповник и др.)
- Ребята, как же будем лечить лапку зайчику подорожником? (индивидуальный ответ и показ действий) Какие вы молодцы, дети, помогли зайчику. Теперь у него лапка скорее заживет, и он сможет убежать от лисы.
Зайчик благодарит детей и предлагает поиграть в игру.
Игра «Исправь ошибку»
Предлагаются высказывания, которые необходимо исправить.
(Белка живет в берлоге, заяц щебечет, медведь гуляет всю зиму, еж ест кур, лиса имеет иглы на спине, сова охотится днем и др).
Воспитатель: Спасибо, зайчик, тебе за игру, но нам надо идти дальше. До свидания!
Физкультминутка
А теперь мы с вами вдохнем чистый воздух и, чтобы дальше продолжить свое путешествие, сделаем разминку (имитация движений)
Зайчик весело прыгает,
Птичка высоко летает,
Лось тихонько пробежит,
Ежик в траве сидит.
Вдруг медведь шишку принес,
Чешет лапой свой нос.
- Дети, смотрите, а кто это сидит на пенечке? (Ответы детей). Да, это белочка, а почему она грустная? У нее, наверное, болят зубки, потому что она держится за щечки. Что нужно делать, чтобы не болели зубы? Сколько раз в день нужно чистить зубы? А вы чистите зубы? Как правильно чистить зубы? (Индивидуальный показ ребенком на плакате с изображением челюстей)
- Чтоб здоровыми расти, надо помнить:
Умывайся по утрам, чисти зубы дважды в день,
Чтобы здоровыми расти, надо помнить:
С утра весело вставай и зарядку начинай.
Чтобы здоровыми расти, надо помнить:
Ты с природой дружи, будет все в порядке.
- Дети, теперь белочка знает как ухаживать за зубами и будет их беречь. Как можно еще помочь ей и избавить от боли? (ответы детей). Спасибо вам за советы. Я тоже хочу поделиться полезным советом. Есть в лесу лечебные цветы-ромашки. Настоем ромашки можно снять воспаление зуба. Вот она какая эта лекарственная ромашка (показывает иллюстрации, засушенные цветы, дает понюхать молотые). Давайте оставим вот этот мешочек с ромашкой, пусть белочка полечится. А мы поиграем и поможем белочке собрать и отсортировать шишки. Смотрите сколько их на полянке! И они разные! Как вы думаете эта шишка-плод какого дерева? (шишка с ели, значит можно сказать она еловая. А эта шишка – плод какого дерева? (шишка сосны, значит она еловая. Предлагаю разделиться – мальчики будут собирать сосновые шишки в корзину, а девочки –еловые в другую корзину.
Проводится игра «Поможем белочке собрать шишки»
(Белочка благодарит детей за помощь, прощается, убегает)
- Ребята, смотрите какая уютная полянка, присаживайтесь. Немного отдохнем и вспомним пословицы и поговорки о лесе. Кто начнет? (Дети рассказывают знакомые пословицы и поговорки)
• Лес - богатство, береги его.
• Нет лучшей красоты, чем рощи и леса.
• Лес не школа, а всех учит.
• Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.
• Кто лес любит и знает, тому он помогает.
• Хорошо в лесу, береги его красу.
• Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям.
• Облака плывут высоко — к хорошей погоде.
• Воробьи купаются в песке — к дождю.
• Если кот спит на полу — к теплу.
• Ласточки летают низко над землей - будет дождь.
На экране появляется изображение Лесовичка, звучит запись «его» речи:
Словно сказочной книги страница, лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя, и птицу, И они понимают меня.
И нельзя мне в лесу заблудиться, Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы На родном говорят языке. /В. Орлов/
Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. Все это время я был рядом, все видел и слышал как вы помогли зайцу и белке. Вы добрые и заботливые дети. Знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. Вот и хочется мне проверить-знаете ли вы как нужно вести себя в лесу? Предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор»
Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу и чего нельзя. Дети дают ответы, поднимая зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Я доволен вашими знаниями, дети! Вы настоящие друзья леса! И запомните еще:
Отправляясь в лес гулять, попрошу не забывать правила лесные,
Незатейливые, простые: Деревья, ветки не ломай, мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи, очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови, не для этого они.
Ты в лесу лишь гость, главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес и он откроет много тайн и чудес!
Лесовичок: Ребята, а знаете ли вы, кого и что прячет лес? Постарайтесь внимательно слушать мои загадки и отгадать их.
1) Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк)
2) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
3) Чтобы выстроить плотину,
Запасет он древесину.
Зверь трудолюбив и добр,
Тащит бревна к речке. (Бобр)
4) Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
5) В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
6) На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём — миллион. (Муравейник и муравьи)
7) Днем молчит, ночью кричит,
По лесу летает, прохожих пугает. (Сова)
8) Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
9) Зимой и летом одним цветом. (Ель и сосна)
10) Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
11) Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит. (Крапива)
12) Стоит Антошка на одной ножке;
13) Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
14) Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
Лесовичок: И снова, ребята, вы удивили и порадовали меня! Все загадки смогли отгадать! Вижу, что много знаете о природе и любите ее! Скоро в лесу станет очень красиво! Приходите в лес за грибами, ягодами, и лекарственными растениями. Буду рад нашей новой встрече! На прощание хочу вам сказать:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они -
На планете мы останемся одни.
Любите природу! Берегите ее!
- И вот вам подарки от меня и лесных друзей (вручает корзину с любым природным материалом).
Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичек. До свидания!
- Как быстро летит время! Пора и нам возвращаться в детский сад. (Звучит песня «Беловежская пуща» - дети хороводом обходят бутафорские деревья, муравейник, пенечки, возвращаются в детский сад)
Воспитатель: Вот мы и в нашем детском саду. Ребята, вам понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? Скажите, кому мы помогли, оказали дружескую помощь? (ответы детей). Что в путешествии было для вас сложным? Я довольна вами, ребята, вы настоящие знатоки природы, ее друзья и ее охранники. Пойдемте в группу и рассмотрим дары Лесовичка.