Татьяна Скрягина
ООД по музыкальному развитию
Цель: Накопление музыкальных впечатлений. Развитие музыкально – сенсорных способностей.
Задачи: Развивать устойчивое слуховое внимание, привлекать ребенка к совместной игре в движении, игре на детских музыкальных инструментах, к активным творческим проявлениям в новых видах деятельности.
Публикация «ООД по музыкальному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Оборудование и материалы: Ноты песен «Колокольчик» диск №2 «Октябрь» погремушки (маракасы) металлофоны колокольчики картинки с изображением радуги, дождя
План занятия:
1. Приветствие «Колокольчик»
2. Движение под музыку
«Ноги и ножки» музыка В. Агафонникова
«Устали наши ножки» музыка Т. Ломовой слова Е. Соковниной
3. Пальчиковая гимнастика
«Котята»
4. Сказка «Краски музыки»
5. Слушание музыки С. Прокофьев «Дождь и радуга»
6. Танец – игра «Виноватая тучка» Д. Тухманов Ю. Энтин
7. Игра на металлофоне
«Цветные нотки»
«Два кота»
8. Игра на маракасах
«Светило в небе солнце»
9. Игровая деятельность
«Прогулка и дождик»
10. Прощание «Колокольчик»
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим, какие у нас веселые, звонкие колокольчики живут в волшебной корзинке. Педагог предлагает посмотреть, и выбрать цветной колокольчик.
1. Приветствие.
Дети вместе с мамами устраиваются удобно на коврике или стульчиках. Слушают песню в исполнении педагога «Колокольчик нам поет» муз. Е. Попляновой (Нотное приложение).
Перед первым прослушиванием приветственной песни, можно предупредить детей о том, что наши колокольчики очень внимательные и вежливые. Когда они слышат в песне свои слова «динь – дон», то сразу отвечают. (Звенят колокольчиком)
После песни, педагог поет трезвучие ре мажор (тональность песни) приветствие каждому ребенку, называя цвет его колокольчика.
«Здравствуй, красный колокольчик!» (ля – фа, ля – ля – фа – фа, ре – ре)
Ребенок, в руке которого красный колокольчик, в ответ на приветствие звенит.
- Теперь давайте положим колокольчики в нашу волшебную корзинку.
2. Движения под музыку.
Упражнение «Ноги и ножки» (трек №1 минус)
- Сегодня мы будем слушать музыку, и она нам подскажет, как мы станем двигаться.
Проводится слушание упражнения без текста.
- Мы услышали как кто – то ходил и громко топал. Кто это мог быть? Педагог побуждает детей к ответам. Может медведь или слон?
- А еще музыка подсказала, что кто-то маленькими ножками пробежал. Кого вы представили? Ответы детей.
- Молодцы! А теперь, пойдем на коврик и покажем, как ходят большие и маленькие ноги.
Проводится упражнение «Ноги и ножки»
Большие ноги двигаются большими шагами
Шли по дороге: в соответствии с ритмом музыки
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.
Маленькие ножки бегут в соответствии с ритмом музыки
Бежали по дорожке:
Топ – топ – топ – топ – топ,
Топ – топ – топ - топ – топ.
В конце упражнения музыка замедляется, и педагог спрашивает детей.
- Устали наши ножки? Слышите, музыка подсказывает нам, что можно отдохнуть, сесть на коврик и погладить ножки.
Устали наши ножки, поглаживают ноги от щиколотки наверх
Бежали по дорожке.
Погладим наши ножки, садятся на коврик
И отдохнём немножко.
Упражнение проводится еще раз, педагог поет текст, подсказывая движения и побуждая детей к подпеванию.
- А сейчас, мы разбудим пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика.
«Котята» (трек№9 плюс, трек№10 минус)
- Покажите мне ваши пальчики. На одной руке, а теперь на другой. Молодцы, а сколько у нас пальчиков на одной руке? Давайте посчитаем. Считают.
- Сегодня наши пальчики будут маленькими озорными котятами. Слушайте.
Вот пятеро котят показывают ладошку, широко расставляя пальцы
Один ушел – и нет его. Загибают один пальчик
Ну нет его и нет. Шевелят, сгибают и разгибают четыре пальца
Котят осталось четверо.
Вот четверо котят. Показывают четыре пальца
Один ночной порою Загибают второй пальчик
На дерево залез –
Котят осталось трое. Шевелят, сгибают и разгибают три пальца
Но где-то запищал Показывают три пальца
Мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал – Загибают третий пальчик
Осталось два котенка. Шевелят двумя пальцами
Один из них с мячом Загибают четвертый палец
Исчез в дверях бесследно.
А самый умный – тот, Сгибают и разгибают один пальчик
Оставшийся, последний –
Он к миске подошел Округляют одну ладошку
И, как и должно киске, Пальцами другой руки гладят ладонь
Лакать за пятерых показывая, как пьет из миски.
Стал молоко из миски.
При повторе, руки меняются. Когда загибаются пальцы, особенно средний и безымянный, можно помочь ребенку или подсказать, чтобы он поддержал другой рукой пальчики.
- Молодцы, а сейчас мы послушаем сказку.
4. Сказка «Краски музыки»
- Жил когда – то художник, он очень любил рисовать. Когда на улице шел дождь, художник брал яркие краски и рисовал солнышко, травку, птиц и бабочек. Все, кто смотрел на его картины, улыбались и радовались.
Однажды взял художник краски и нарисовал большую дугу красного цвета, потом оранжевого, затем желтого и зеленого. И, наконец, голубого, синего и фиолетового.
- Кто угадает, что у него за картина получилась? Давайте, послушаем загадку:
Над землей повисло
В небе коромысло,
Ребятишек радует
Это чудо – (радуга)
Педагог, подсказывает детям ответ или помогают родители. Возможен показ картинки.
- Когда краски соединяются друг с другом, они умеют рассказывать без слов и превращаются в картины. Музыканты, как и художники, тоже создают картины. Только у музыкантов картины получаются из звуков, звуковые, музыкальные.
- У музыки есть свои краски – это звуки. Так же, как и краски у художника, они соединяются друг с другом и превращаются в звуковые рисунки, которые называются мелодией. Услышит человек мелодию, и она ему подскажет, нарисует картинку или подскажет настроение.
- Давайте, возьмем подушки и послушаем пьесу С. Прокофьева «Дождь и радуга».
5. Слушание музыки С. Прокофьев «Дождь и радуга» (трек№ 13)
- Послушайте, как капает дождик. Звуки у композитора грустные. Но вот, что-то поменялось и музыка нам подсказывает, что появилось радуга. Радуга разноцветная, и сразу стало веселее. Но потом, мы снова слышим капельки. Они звучат все медленнее и тише, наверно дождик проходит.
Давайте, послушаем еще раз.
Слушание проводится несколько раз.
6. Танец – игра «Виноватая тучка» музыка Д. Тухманова слова Ю. Энтина
(трек№ 20 плюс)
-А дождик у нас с вами веселый? Значит, будем танцевать.
Злую тучку наказали, «та плохая» ей сказали. – грозят пальчиком
И она заплакала, да кап-кап-кап закапала. – трут кулачками глаза
Припев: Кап-кап-кап, дождик пошел - качают ладошками
Кап-кап-кап, дождик пошел
Мышки сразу задрожали, - обнимают себя за плечи
Мышки в норку побежали.
Полетели птички вниз, - машут «крылышками»
Да птички сели на карниз. – садятся
Припев
Пес по имени Барбос, - бегут по коврику
Струсил не на шутку.
Еле ноги он унес в свою
Собачью будку.
Припев
Ну, а мы с тобой не тужим, - топают ножкой
Босиком бежим по лужам
Брызги прямо ввысь летят - поднимают руки вверх
С тучею встречаются.
А потом они назад - опускают руки
Да с неба возвращаются.
Тучку бедную простили. – вращают кистями (фонарики)
Тучку с миром отпустили.
Тучка плакать перестала, - поднимают руки, с фонариками
А потом совсем пропала.
7. Игра на металлофонах
- Давайте посмотрим - какие музыкальные инструменты нас ждут. Педагог предлагает детям достать металлофоны. Рассматриваем, из чего состоит музыкальный инструмент (металлические клавиши и палочка, показываем, как достать палочку.
Обращаем внимание ребенка на цвет каждой пластинки (ноты) и пробуем постучать по ней. Сейчас мы поздороваемся с каждой ноткой.
Упражнение «Цветные нотки». Педагог поет гамму до мажор, называя ноты тем цветом, каким они расположены на клавиатуре. Ребенок вместе с мамой стучит палочкой по пластинкам металлофона. На первых занятиях ребенок может палочку пробовать держать разными способами, например, зажав шарик в кулаке. Можно показать, как шарик звонко стучит по ноткам и почти не звенит нотка, если по ней стучать палочкой.
Упражнение «Два кота» (трек №30 плюс, трек №32 минус, трек №31 с нотами)
- Давайте, вспомним, с какими нотками мы уже знакомы?
- Мы знаем, как зовут желтую ноту. Педагог побуждает детей к ответу, кто – то из детей может назвать ноту, а потом можно всем вместе повторить. Желтую ноту зовут «Ми».
- Какие ноты мы еще с вами знаем? Красную ноту, ее зовут «Соль». И с зеленой нотой мы тоже знакомы. Ее имя «Ре».
- Давайте, вспомним, в какой песне были ноты «Соль» и «Ми». Две ноты, красная и желтая. Конечно, в песне «Два кота».
Играют сначала с текстом песни (трек№30). Затем, с названием нот (трек№31). А вот потом, можно предложить детям самим сыграть и спеть песню. Звучит фонограмма без текста (трек№32).
8. Игра на маракасах
Упражнение «Светило в небе солнце» муз. Е. Попляновой (трек №25 плюс, трек №26 минус)
- Когда светит солнышко, мы любим гулять? Вот и сейчас, мы пойдем гулять, потому что в музыке будет греть солнышко.
Дети с маракасами ходят по коврику, под музыку, на проигрыш играют на маракасах. В первом куплете капает дождик – играют, а во втором – разбудили Дядюшку Грома (тоже играют на проигрыш).
9. Игровая деятельность «Прогулка и дождик» (трек №39)
- Сейчас мы с вами поиграем в волшебный зонтик. Мы пойдем гулять, а если дождик пойдет, мы спрячемся. Педагог раскрывает руки, как невидимый зонтик и зовет к себе детей прятаться.
- Вставайте, будем играть. Проводится игра «Прогулка и дождик». На первую часть – дети гуляют, на вторую – прячутся под зонтик. Если ребенок не хочет вместе со всеми подходить и прятаться, можно предложить ему раскрыть свой зонтик.
Игра проводится несколько раз.
10. «Прощание с колокольчиком»
Используется та же песня Е. Попляновой «Колокольчик нам поет» (нотное приложение, но вместо слов «пора начать урок» педагог поет «пора заканчивать урок».
Обращая внимание на цвет колокольчика, педагог прощается с каждым ребенком.