Юлия Болеева
ООД (комплексное занятие) в средней группе «Матушка-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Матушка - Водица»
Цель занятия : формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Задачи занятия :
Обучающие:
1) помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
2) закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы;
3) познакомить детей с качествами и свойствами льда и снега (лед – холодный, прозрачный, твердый, скользкий, тает; снег – холодный, белый, рыхлый тает).
Развивающие:
Публикация «ООД (комплексное занятие) в средней группе „Матушка-водица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
1) развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы;
2) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
3) развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
4) развивать навыки здорового образа жизни;
5) развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
6) развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
1) воспитывать культурно-гигиенические навыки.
2) воспитывать аккуратность при работе с водой, снегом, льдом.
3) воспитывать умение работать в группе, формировать доброжелательность и отзывчивость.
Вид занятия : комплексное, исследование.
Формы и методы: нетрадиционные виды занятий (рисование с помощью полиэтиленовой пленки); использование видео и компьютерной наглядности (презентация); словесные (беседа); познавательно-исследовательские (опыты со снегом и льдом).
Используемое оборудование, наглядность: компьютер : презентация; магнитофон: запись звуков хруста снега, вальс снежинок; картинки с явлениями природы; миска для снега.
Рабочие материалы: бумага для рисования, акварель, вода, кисточки, полиэтиленовая пленка, формочки для льда, влажные салфетки.
Содержательная часть: Конспект занятия
Этап 1 занятия (Организационный момент, 1 мин.)
Цель этапа: активизация внимания детей, поддержка эмоционального настроя и подведение их к теме и целям занятия.
- Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и создадим хорошее настроение.
Что бы много узнать на нашем занятии, нужно быть очень внимательными, не шуметь.
дети: Улыбаются друг другу, желают хорошего настроения.
Дети сидят на стульчиках. Звучит МР 3 запись «Хруст снега» Воспитатель предлагает детям послушать запись и определить, что это звучит.
Ответы детей (хруст снега)
Этап 2 занятия (Основная часть, Работа над темой, 15 мин.)
Цель этапа: формирование представлений о свойствах и качествах предметного мира, развитие диалогической речи.
- Ребята, к нам кто-то идёт. Давайте посмотрим, кто к нам пришел в гости (вносит куклу Матушку - Водицу).
- Это Матушка – Водица пришла к нам на занятие и принесла фотоальбом с изображение своей семьи. Давайте посмотрим с вами! Садитесь удобно.
- У Матушки – Водицы была большая семья: сыновья – Дождь, Иней, Снег, Лед; дочери – Сосулька, Роса и Снежинка (показывает карточки, просмотр презентации слайды №2-7)
Рассматривают альбом с картинками, знакомятся с семьей Матушки- водицы.
У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года. Кто весну, кто лето, кто осень, кто зиму. Какое время года сейчас?
Ответы детей: Зима
- Правильно. Зима. Это суровое и холодное время года.
Дети Матушки – Водицы, любящие зиму, стойкие и крепкие.
Как вы думаете, кого из детей Матушка – Водица принесла к нам в гости.
Послушайте загадку и отгадайте:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
ДЕТИ Отгадывают загадку (Снежинка)
-Посмотрите, какая у меня снежинка красивая.
А что такое снежинки, откуда они берутся?
Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода. Рассказать, что когда на улице мороз – снежинки падают по одной, а когда оттепель – хлопьями -это когда снежинки соединяются между собой. Когда снежинок падает очень много, то на земле образуются сугробы.
Физкультминутка. Звучит МР 3 запись «Вальс снежинок»
- А давайте поиграем в подвижную игру «Сугроб». Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют, и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
Дети танцуют и кружатся под спокойную музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб».
Пока дети танцуют и кружатся педагог вносит мисочку со снегом на подносе.
Он пушистый, белый.
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою прозрачной,
Как положишь на ладонь. Что это?
Дети: снег
Слайды № 8-11
- Снег, какой? Ответы детей: Белый, холодный
- Он твердый? Отвечают: нет, он рыхлый, мягкий
- А как можно догадаться, что Снег это сын Матушки – Водицы, что с ним происходит в тепле?
Следят за таянием снега.
Анализируют, делают вывод:
когда снег попадает в тепло, то он тает и превращается в воду.
-Ой, ребята, Матушка – Водица еще одного сыночка принесла нам. Он брат снега. Как вы думаете, кто это?
Дети: лёд.
Раздает каждому ребенку кубик льда.
-Лёд, какой?
дети: холодный
-А если его толкнуть, он какой? (скользкий).
Нужно аккуратно ходить по улицам, смотреть под ноги. Если видишь лед – ступай осторожно, а лучше обойди! Почему?
дети: можно поскользнуться.
- А он рыхлый?
дети: он твердый
- Льдом нельзя бросаться. Почему?
дети: можно поранить кого -нибудь.
Опыт «Определение прозрачности».
-Смотрите, я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет.
Ответы детей: под снегом не видно. Анализируют и делают выводы: значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный.
- А чем пахнут снег и лед?
дети: без запаха
- Если мы кубик льда подержим в группе, в теплой руке, что с ним происходит?
Отвечают:(он тает и превращается в воду)
- Если лед превращается в воду, а можно ли из воды получить лед?
Дети: (воду заморозить в холодильнике или вынести на улицу.)
- А вы бы хотели сами сделать лед? А как можно это сделать?
- Но прежде, чем мы начнем делать льдинки, давайте вспомним, что мы сегодня узнали (вывод)
Рассказывают о свойствах снега и льда.
Снег – белый, рыхлый, непрозрачный, под действием тепла превращается в воду, без запаха. А лёд бесцветный, твёрдый, прозрачный, без запаха, под действием тепла превращается в воду.
А ещё, ребята, лед и снег нельзя брать в рот! Почему?
Дети: (очень холодный, можно заболеть, микробы)
Этап 3 занятия (Продуктивная деятельности, 7 мин.)
Цель этапа: развивать моторику рук, познакомить с нетрадиционным методом рисования с помощью полиэтиленовой пленки.
А теперь каждый из вас выберет себе формочку, и мы нальём туда воды и поставим на улицу, где мороз, и скоро наши льдинки будут готовы. Нам очень повезло, что на улице сейчас сильный мороз.
- А пока наша водичка замерзает мы с вами попробуем нарисовать морозные узоры, как на нашем окне, но для начала вспомним правила во время рисования.
ДЕТИ Рассказывают правила:
1. Краску нужно брать аккуратно, не разбрызгивать.
2. Когда мы рисуем, наши ручки пачкаются, поэтому нельзя брать пальцы в рот, тереть нос и глаза.
3. В конце занятия обязательно вымыть руки с мылом.
Молодцы ребята, правила помним, приступаем…
- Для работы нам понадобятся бумага, краски, кисти, вода, а также полиэтиленовая пленка (пакет).
Сначала намочим лист бумаги водой.
Нанесем на сырую бумагу пятна краски (пусть они растекутся).
Помятой полиэтиленовой пленкой аккуратно накрываем бумагу с краской и кладем и немного подождем до высыхания бумаги.
Затем снимем пленку: на бумаге появится очень интересный красочный рисунок, напоминающий кристаллики льда. Слайды № 12-13.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Этап 4 занятия (Итог творческой деятельности, 2 мин.)
Цель этапа: развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
- Вот и Матушке – Водице пора с нами проститься. Ее ждет большая семья, но она к нам обязательно вернется с другими ее дочками и сыночками.
Вам понравилось заниматься с Матушкой – Водицей?
До свидания, Матушка – Водица!
А мы с вами потрудились, пора и нам отдохнуть. Ваши рисунки будут напоминать о нашей гостье.