Яцук Ирина Павловна
Конспект ООД «И. И. Шишкин — певец русского леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с творчеством русского пейзажиста И. И. Шишкина, как певца русского леса.
Задачи:
Образовательные: учить детей воспринимать произведения искусства, научить понимать основную мысль произведения художника.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, закрепить знание о пейзажной картине, обогатить речь эмоционально- эстетическими терминами.
Воспитательные: вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение картин, воспитывать патриотические чувства.
Технические: предложить детям изобразить величавый сосновый лес, учить передавать характерные особенности сосны.
Публикация «Конспект ООД „И, И, Шишкин — певец русского леса“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование: репродукция картины И. Крамского «Портрет художника И. И. Шишкина», виртуальная экскурсия по картинам художника.
Лист бумаги большого формата, технологические карты, акварель, восковые мелки, палитры, кисти, репродукции картин художника
Предварительная работа: знакомство с морскими пейзажами Айвазовского, рассматривание деревьев на участке их строение, игра «Добеги до дерева», «От какого дерева листок» и т. д.
Ход занятия:
- Много художников жило в России, но мало кто был так знаменит, как Иван Иванович Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья. Все вместе это называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Он любил, чтобы все было красивое, сильное, здоровое. Он и сам был такой - широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. (педагог демонстрирует картину И. Крамского «Портрет художника»).
- Это художник Шишкин Иван Иванович. Он стоит посреди поляны. За его спиной поднимается густой темный лес. Художник опирается на острую палку зонта. Плоский ящик с принадлежностями для живописи – этюдник висит у него на ремне, перекинутом через плечо. Художник оглядывает окрестности внимательно – выбирает место для работы. Автор картины И. Крамской не просто так изобразил своего приятеля на лесной поляне. «Лесной богатырь», - называли Шишкина товарищи – художники. На его холстах шелестят листвой дубовые рощи, шумят темные боры. И сегодня оказаться в лесу, понять всю его таинственную красоту помогут нам картины И. Шишкина. Я приглашаю вас на экскурсию по пейзажам художника.
Виртуальная прогулка сопровождается описательными рассказами.
1. «Рожь» (1878).
Одна из первых картин художника «Рожь». На написание этой картины его вдохновил художник Айвазовский своими морскими пейзажами. На ней мы видим красивое золотое море ржи. Рыжая колея дороги, вильнувшая и скрывающая во ржи, сосны, подпирающие небо своими зелеными верхушками.
2. «Утро в сосновом лесу» (1889).
Эту картину Шишкин и его друг художник К. Савицкий писали, что говориться в четыре руки. Савицкий писал медведей, будучи великим живописцем, Шишкин – его знаменитый утренний бор.
3. «Лес вечером» (1868-1869).
Здесь всё идеально: маленькая девочка, стоящая на извилистой лесной тропинке, сочная зелёная трава, растущая на опушке, огромные деревья, которые стоят веками и, конечно же, закат.
Перед нами полная гармония человека и природы.
4. «Лесные дали» (1884).
Неоглядная панорама лесов, тонущих в сизой дымке. Сколько воспоминаний художника было связано с ними! Вот озеро, куда он с мальчишками уходил рыбачить, и тогда как сейчас, по небу плыли то птицы, то облака.
5. «Среди долины ровныя…» (1883).
Глубоко трогала художника, словно написанная о нем самом, народная песня «Среди долины ровныя…». В 1883 году он написал картину под таким названием. В этой картине – песня, природа и душа художника слились воедино.
6. «Корабельная роща» (1898).
Блики солнца играют в теплых водах ручья, на камнях, на стволах деревьев, заставляя ощущать, словно наяву, запах смолы и хвои. А плетень через речку – предупреждение тем, кто безжалостно истреблять природу: не двигаться дальше!
Лес – главный, живой и многоликий персонаж этих картин, и среди разнообразных деревьев мы видим величавые сосны. Ребята посмотрите, как художник изображает это удивительное дерево (ствол, ветки, хвоя). Сосны стройные, величавые, гордые. Самое высокое дерево в лесу – сосна.
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы).
Мы сейчас с вами попробуем тоже изобразить это великолепное и сильное дерево.
Детям предоставляются технологические карты поэтапного изображения
сосны.
Продумайте содержание своей будущей работы. Из самых ярких и выразительных работ мы составим альбом, посвященный сосне Самостоятельная работа.
Итог занятия: - С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
- Какие картины И. И. Шишкина вы знаете? («Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу» и т. д.).
- Какие чувства, настроения вызывают у вас картины И. И. Шишкина?